Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

«Госключ»: что это и как работает

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. «Госключ»: что это
  2. Для чего нужен «Госключ»
  3. Как получить «Госключ»
  4. Как пользоваться «Госключом»
  5. Как подписать документы в «Госключе»

«Госключ»: что это

В России в 2011 году принят Закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». С этого момента при помощи электронных подписей стало возможно осуществлять:

  • заверение гражданско-правовых договоров;
  • обращение в уполномоченные органы с целью получения тех или иных государственных или муниципальных услуг;
  • совершение иных юридически значимых действий.

Заверение документов в электронном виде приравнивается к подписанию их на бумаге. Но для того, чтобы такие документы действительно были легитимными, важно обзавестись подлинной электронной подписью, оформленной в строгом соответствии с требованиями закона.
В настоящее время действует множество сервисов, позволяющих получить электронную подпись. Один из них — «Госключ», детище Минцифры РФ, появился в 2021 году. Изначально возможности этого сервиса были довольно ограниченными — с его помощью пользователи подписывали только договоры на оказание услуг сотовой связи. Позже добавилась функция подтверждения учетной записи на некоторых маркетплейсах.
Сейчас «Госключ» — это сервис, помогающий вести электронный документооборот. Он представляет собой приложение для мобильных устройств, которое можно приобрести в ряде известных магазинов приложений, таких как RuStore, App Store, Google Play и AppGallery.

Регистрация в «Госключе» позволяет не только завести электронную подпись. Он обладает гораздо более широким функционалом и напоминает, скорее, упрощенную версию системы электронного документооборота.
Во-первых, через «Госключ» можно бесплатно оформить сертификаты электронных подписей.
Напомним, что согласно пункту 2 статьи 5 Закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» существует три вида электронных подписей:

  • простая — состоит из кодов, паролей или иных обозначений, которые позволяют подтвердить, что данная подпись принадлежит определенному человеку;
  • неквалифицированная (УНЭП). Ее отличает способ формирования — для этого используется криптографический способ преобразования данных при помощи ключа. С помощью такой подписи можно не только определить, кем подписан документ, но также установить, вносились ли в него изменения после подписания;
  • квалифицированная (УКЭП). Имеет те же признаки, что и неквалифицированная, а также ряд дополнительных: ключ проверки такой подписи содержится в сертификате, а для ее создания и проверки применяются средства, которые соответствуют требованиям закона № 63-ФЗ.

Так вот, «Госключ» позволяет создать сертификаты квалифицированных и неквалифицированных электронных подписей.
Во-вторых, после формирования электронной подписи ее владелец может  заверять с помощью «Госключа» различные документы, включая договоры.
В-третьих, приложение позволяет пользователям создавать ключи и сохранять их в специальном архиве.
Удобство заключается в том, что для осуществления  перечисленных действий не нужно прибегать к помощи внешних носителей данных. Достаточно скачать на мобильное устройство приложение и приступить к работе.
Использовать «Госключ» могут и физические, и юридические лица.

Для чего нужен «Госключ»

С помощью «Госключа» можно подписывать электронным образом документы на сайте госуслуг, а также в других информационных системах, которые интегрированы с «Госключом».
Согласно информации на сайте госуслуг «Госключ» позволяет осуществлять следующие действия:

  • при наличии усиленной неквалифицированной электронной подписи:
    — заключать договоры на покупку или продажу автомобилей в  электронном виде;
    — получать ИНН;
    — отправлять налоговые декларации (в частности, 3‑НДФЛ);
    — давать свое согласие или, наоборот, отказываться получать уведомления из налогового органа;
    — оформлять возмещение убытков, причиненных ДТП (если такое возмещение происходит на основании полиса ОСАГО);
  • при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи:
    — осуществлять кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество;
    — запрещать действия, связанные с недвижимостью, без личного участия;
    — заявлять об исправлении ошибок, допущенных в ЕГРН;
    — решать судьбу пенсионных накоплений;
    — расторгать брак (при условии, что заявление об этом одновременно подано обоими супругами);
    — получать выписки из реестра налогоплательщиков.

Федеральная налоговая инспекция на своем сайте указывает также следующие услуги, которые можно получить с помощью «Госключа»:

— регистрацию ИП и компании;
— подачу возражений против регистрации ИП или компании;
— направление уведомления о прекращении деятельности ИП;
— подачу заявления о том, что в ЕГРЮЛ указаны не соответствующие действительности данные.

Если система «Госключ» настроена таким образом, что позволяет взаимодействовать с иными системами (объединена с ними), то ее функционал еще расширится. В этом случае с помощью «Госключа» можно будет подписывать кадровые документы, ипотечные договоры, а также договоры об оказании услуг связи, акты сдачи-приемки выполненных работ, договоры о покупке недвижимости.

Как получить «Госключ»

Для начала необходимо скачать приложение «Госключ». Как уже упоминалось, с ним можно работать только с мобильного устройства, поэтому скачивать его, допустим, на компьютер смысла нет — нужно использовать смартфон или планшет.
Найти приложение можно в одном из следующих онлайн-магазинов — RuStore, App Store, Google Play и AppGallery.
После скачивания приложения пользователю нужно зарегистрироваться в нем и проставить галочку о том, что он ознакомился с его правилами и принял их.
Далее следует получить сертификат усиленной неквалифицированной или квалифицированной электронной подписи.
В первом случае при получении сертификата усиленной неквалифицированной электронной подписи, пользователю приложения «Госключ» не нужно никаких особых биометрических документов, а также нет необходимости наносить визиты в какие-либо уполномоченные органы. Все можно сделать в приложении, воспользовавшись появляющимися на экране советами.
Для оформления сертификата усиленной неквалифицированной электронной подписи нужно:

  • чтобы на госуслугах была подтвержденная запись;
  • в личном кабинете госуслуг был указан СНИЛС;
  • под рукой был телефон, номер которого привязан к учетной записи, так как именно на него придет СМС с кодом активации.

Процедура получения сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи немного сложнее. Чтобы пройти ее успешно, пользователю необходимо удостоверить свою личность. В качестве удостоверяющего документа подойдет действующий загранпаспорт нового образца, а также понадобится гаджет, имеющий NFC.
Другой способ подтверждения личности — биометрические данные, указанные в Единой биометрической системе.
Если у пользователя нет загранпаспорта нового образца и он не зарегистрирован в Единой биометрической системе, остается последний вариант — личная явка в МФЦ или банк с обычным российским паспортом.
Кроме того, у пользователя тоже должен быть личный кабинет на госуслугах, а в нем, помимо СНИЛС, необходимо указать также ИНН. СМС об активации придет также на личный телефон, указанный при регистрации, поэтому он тоже должен быть.

Полученную подпись можно проверить на действительность. Для проверки нужно воспользоваться:

  • сервисом специального федерального органа, отвечающего за использование электронных подписей (если речь идет об усиленной неквалифицированной электронной подписи);
  • госуслугами — если речь идет об усиленной квалифицированной электронной подписи.
    Для проверки нужно загрузить файл, на котором проставлена подпись. Результатом ее исследования на предмет действительности станет информация о том, подлинная ли эта подпись, а также будут указаны номер и срок действия сертификата, данные владельца сертификата.
    Все перечисленные услуги предоставляются бесплатно.

Как пользоваться «Госключом»

Несмотря на относительную простоту установки и подключения приложения, пользование им отличается рядом особенностей. Перечислим некоторые из них:

  • невозможность восстановить забытый пароль, с помощью которого осуществляется вход в приложение. Если пароль утрачен, придется заново проходить всю процедуру установки, регистрации и создания электронного сертификата подписи;
  • действие сертификатов ограничено во времени. Они выдаются на срок 12 месяцев, а дальше их необходимо обновлять. Извещение о том, что срок действия сертификата подходит к концу, приходит пользователям в личный кабинет на госуслугах или в приложение «Госключ». В первом случае напоминание появится за 14 календарных дней, во втором — за 7. Если у пользователя подключены пуш-уведомления, он узнает об истечении срока действия электронной подписи еще раньше — за 30 календарных дней;
  • недействительность созданной в приложении электронной подписи. Причиной этого чаще всего становится ее просрочка (если с момента выдачи прошло свыше 12 месяцев) или внесение изменений в документ после его подписания. Пользователям необходимо иметь это в виду;
  • невозможность осуществить подписание документа. Чаще всего причина в том, что подпись еще не оформлена, или в том, что на устройстве пользователя включен VPN;
  • необходимость создания надежного пароля. «Госключ» считает таковым пароль длиной от 8 до 32 символов. При создании пароля нужно использовать максимально разнообразные обозначения — буквы русского и английского алфавитов, заглавные и строчные, цифры и любые другие символы. Лучше ставить знаки не в логической последовательности, а использовать их рандомные комбинации. Нельзя использовать в пароле личные данные — дату рождения, название улицы, имя или фамилию. Важно, чтобы пароль использовался только в «Госключе». Неправильно подбирать такой пароль, под которым пользователь заходит на другие сайты;
  • необходимость замены пароля каждые полгода;
  • наличие техподдержки приложения, куда можно обратиться при возникновении проблем с его применением, по адресу: goskey@gosuslugi.ru.

Как подписать документы в «Госключе»

Документы, которые можно подписать в «Госключе», могут попасть туда тремя способами:

  • их можно направить себе в приложение самостоятельно. Для этого нужно воспользоваться функцией подписания документов;
  • их можно отправить через госуслуги (если данный документ предназначен для работы с ним через «Госключ»);
  • их можно переслать из внешней информационной системы, подключенной к «Госключу» для обмена документами.

Пошаговый порядок действий по подписанию документа приложения подсказывает пользователям с помощью сообщений, появляющихся на экране.
Если пользователь не сам добавил документ на подпись, а кто-то другой прислал ему такой документ, о его поступлении можно узнать тремя способами:

  • через специальное уведомление, которое придет в личный кабинет на госуслугах;
  • с помощью электронной почты, указанной при регистрации, куда и попадет уведомление о необходимости поставить подпись на электронном документе;
  • через пуш-уведомление, которое в зависимости от настроек может прийти как в приложение госуслуг, так и непосредственно в «Госключ».

Как и при обычном бумажном документообороте, пользователь не обязан ставить свою электронную подпись, если он не считает нужным это делать. Он вправе отказаться от подписания поступившего документа.
По общему правилу документы, поступившие в «Госключ», должны быть подписаны в течение 24 часов с того момента, как их отправили. Если документ пришел из внешней системы, срок может быть еще меньше. Конкретный срок, в течение которого возможно подписание того или иного документа, виден в подсказках, появляющихся на экране приложения.
О результатах рассмотрения адресатом документа всем заинтересованным лицам приходит оповещение, в котором указано, подписана «бумага» или нет.

 

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь