Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
В случае если бизнес компании связан с производством, переработкой, хранением, перевозкой, продажей продукции, подлежащей сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, ей нужно регистрироваться в ГИС «Меркурий». Таким же образом следует поступить компаниям и ИП, которые приобретают эту подконтрольную продукцию для своих нужд. С 1 сентября 2023 года порядок работы с ГИС меняется. О том, какие новшества нужно учесть предпринимателям в работе, расскажем в нашей статье.
На каждом этапе движения продукция животного происхождения — от заготовки сырья до розничной продажи — фиксируется в ГИС «Меркурий». Эта система – компонент ВетИС в области ветеринарии.
Система «Меркурий» предназначена для регистрации результатов ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров и оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде (ВСД, ЭВСД), сохранения и обработки информации о них.
Назначение этой системы Россельхознадзора – заменить бумажный учет в сфере ветеринарного надзора электронным и обеспечить прослеживаемость товара по всей производственной цепочке от «поля до прилавка».
При этом всем участникам рынка необходимо оформлять ВСД на каждом этапе движения продукции.
С сентября 2023 года применяются обновленные Минсельхозом правила оформления ВСД, как в электронном виде, так и на бумаге (Приказ от 13.12.2022 № 862). У данного документа есть временные ограничения: он действует до 1 сентября 2029 года.
Приказ, который действует с сентября, является более полным по сравнению с прежним, так как точнее отвечает на большинство вопросов. К числу отличий нового приказа от старого можно отнести:
– четкое указание, что транспортный ВСД должен быть оформлен до начала перевозки, а ВСД, сопровождающий передачу прав без перемещения, — до передачи соответствующих прав;
– однодневные сроки заменены на сроки, исчисляемые в часах. К примеру, по новым правилам предписано завершить создание ЭВСД по общему правилу в течение 48 часов после окончания технологического процесса производства. По старым правилам оформить ВСД требовалось в течение 1-го рабочего дня, если не было необходимости в лабораторных исследованиях, осмотре, ветэкспертизе. В случае если такая необходимость возникала, требовалось оформить ВСД в течение 1-го рабочего дня после получения соответствующих результатов;
– календарные дни заменены на рабочие. Если сейчас для внесения данных из бумажного ВСД в электронную систему установлен срок 7 календарных дней, то с 1 сентября этого года он будет составлять 5 рабочих дней.
В новом приказе некоторые пункты отсутствуют, в отличие от пока еще действующего документа, но это не означает их отмену. Многие положения размещены в приложениях приказа, поэтому их важно так же изучить внимательно, как и приказ № 862. Так, для удобства восприятия информации большое количество пунктов объединяется в целые, посвященные отдельным вопросам:
– выдача ВСД при производстве подконтрольных товаров;
– выдача транспортных ВСД и ВСД при передаче прав собственности на продукцию без его перемещения;
– завершение оформления ВСД.
Минсельхоз установил, что ЭВСД, так же как и раньше, требуется:
– при производстве подконтрольной продукции;
– транспортировке подконтрольной продукции;
– переходе прав на подконтрольную продукцию.
Вместе с тем перечислены случаи, когда сопроводительная документация не нужна. Эти случаи более четко прописаны в новом приказе. К примеру, столовые, пекарни, производства внутри супермаркетов оформлять ее не должны.
Новый приказ разделяет ЭВСД на виды. К примеру, он выделяет:
– транспортный ВСД, который необходим при перемещении подконтрольной продукции и сопровождается переходом права собственности на нее. Документ требуется оформить до начала перемещения. Исключение – если нужен новый документ взамен ранее оформленного и аннулированного транспортного ВСД;
– оборотный ВСД. Он нужен, если товар не перевозится, но право собственности на него передается. Если доставка продукции предусмотрена, то ВСД оформляется до передачи прав собственности на подконтрольный товар. Исключение – выдача документа взамен ранее аннулированного ВСД;
– возвратный ВСД. Если владельцу или перевозчику продукции нужно изменить адрес доставки после того, как доставка товара уже начата, он вправе оформить возвратный ВСД, который сопровождает транспортную партию подконтрольного товара до места отправки;
— ВСД перенаправления. Он выдается при изменении адреса доставки после того, как доставка товара уже начата, для сопровождения продукции в новую точку назначения.
С первого сентября 2023 года уточняются положения о том, в течение которого времени действительны ВСД. Так, в отношении произведенной подконтрольной продукции документ действует с момента оформления и до наступления одного из следующих событий:
– истечение срока годности товара;
– завершение реализации товара потребителям для целей личного потребления.
По общему правилу оформлять ВСД нужно только в электронной форме. Обязательной электронной сертификации в системе «Меркурий» подлежат мясные и рыбные товары, мед, а также вся молочная продукция.
С первого июля 2018 года ветеринарные сопроводительные документы на бумаге разрешены в исключительных случаях. К примеру, при аварии, опасном природном явлении, катастрофе, стихийном или ином бедствии, которые привели к невозможности эксплуатации ГИС, при отсутствии доступа к Интернету, а также если в ветеринарных сопроводительных документах содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
При этом если продукция перевозится в сопровождении ВСД на бумаге, который оформлен при аварийном режиме работы ГИС, владелец товара обязан в течение 24 часов уведомить о таком перемещении оператора ФГИС ВетИС, направив ему копию документа на электронную почту admin@fsvps.ru.
Период, в течение которого допускается гашение ВСД, не может превышать 24 часа с момента возобновления работы ФГИС ВетИС.
Чтобы выписывать ветеринарные документы, требуется осуществить вход в подсистему «Меркурий.ХС» Россельхознадзора.
Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется после создания в ГИС заявки на выдачу этого документа, поданной владельцем (собственником) товара или уполномоченным им представителем.
По результатам рассмотрения заявки в ГИС принимаются следующие решения:
– «отказать в рассмотрении заявки» – если товар, объект или территория, на которой находится подконтрольный товар, не находятся в зоне ответственности лица, которому подана заявка;
– «отказать в оформлении ВСД» – если выдаче документа мешают установленные основания;
– «оформить ВСД после получения результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований» – если основания для их проведения предусмотрены статьей 21 Закона от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»;
– «оформить ВСД без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, лабораторных исследований» – если основания для их проведения не предусмотрены.
Новый приказ с 10 до 7 уменьшил количество оснований, на которых откажут в выдаче ЭВСД.
Исключены такие основания для отказа, как несоответствие подконтрольного товара установленным законодательством требованиям, отсутствие у владельца (перевозчика) или у получателя (приобретателя) прав направлять (получать) подконтрольный товар. Но появились новые:
– представление заявителем недостоверных или неполных сведений о сырье, из которого подконтрольный товар произведен, которые должны указываться в заявке на оформление ВСД;
– несоответствие сведений о направлении подконтрольного товара, указанных в заявке на оформление транспортного ВСД, сведениям о предназначении этого же подконтрольного товара, указанным в производственном ВСД.
Основаниями для оформления ВСД является:
– производство продукции;
– перевозка продукции;
– передача прав на продукцию.
Новый приказ скорректировал порядок выдачи документа в этих случаях.
Так, дополнительными основаниями для производственного ВСД с сентября 2023 года послужат в том числе:
– данные госмониторинга водных биологических ресурсов при оформлении ВСД на водные биологические ресурсы;
– информации об объектах, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением, транспортировкой, реализацией подконтрольных товаров, их переработкой, утилизацией биологических отходов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, на которых имеются или перемещаются товары.
Для экспортного ВСД перечень оснований для оформления документа дополнен данными осмотра транспортных средств, в которых перевозят продукцию.
Новый приказ конкретизирует перечень критических ошибок, которые может допустить участник системы, в отличие от действующего документа, который относит к критическим иные ошибки, которые не упоминаются как некритические.
Некритические нарушения – недостоверные сведения о продукции, адресах отправления и назначения, которые вместе с тем не создают вероятности перепутать данный товар с другим подконтрольным товаром.
Относится к критическим ошибкам указание недостоверных данных и сведений, нарушающих прослеживаемость товаров при их производстве, доставке и передаче прав, которые не соответствуют обязательным установленным требованиям. Критической ошибкой в том числе является:
– указание недостоверного наименования товара, недостоверного адреса места отправления и назначения, наименования отправителя и получателя, которые создают возможность перепутать продукцию с другим товаром или один адрес отправки и (или) доставки с другим адресом;
– указание в ВСД недостоверных сведений о подконтрольных товарах, использованных в качестве сырья;
– указание в транспортном ВСД недостоверных сведений о номерах ВСД на производственную и (или) транспортную партию продукции, частью которой является перевозимый товар;
– оформление ВСД на продукцию, предназначенную в пищу людям, с истекшим сроком годности;
– указание в ВСД недостоверных сведений о сроке годности подконтрольного товара.
При выявлении как критической, так и некритической ошибки на электронную почту пользователя направят уведомление о нарушениях. Вместе с конкретизацией видов ошибок новый документ также существенно сокращает ряд связанных с ними сроков:
– за некритические ошибки, которых 5 и более, регистрация пользователя ФГИС приостанавливается на 1 день за каждую отдельную ошибку, но при этом не более 90 дней всего. В старом приказе – до 3 месяцев за одно нарушение;
– за критические ошибки, если их более двух, регистрация пользователя ФГИС приостанавливается на 10 дней за каждую отдельную ошибку, но при этом всего не более чем на 180 дней. В старом приказе – до 6 месяцев за одно нарушение.
Для устранения критических нарушений отведено 72 часа с момента получения уведомления об ошибке, после чего регистрация пользователя аннулируется.
К таким ошибкам относятся:
– указание в ВСД на производственную партию подконтрольного товара недостоверных сведений о подконтрольных товарах, использованных в качестве сырья;
– оформление ВСД на подконтрольный товар, если в отношении подконтрольного товара или сырья, из которого он произведен, не сделаны процедуры подтверждения безопасности (если проведение таких процедур предусмотрено) или внесены недостоверные сведения о проведении таких процедур;
– указание в транспортном ВСД недостоверных сведений о номерах ВСД на производственную или транспортную партию подконтрольного товара, частью которой является перемещаемый товар.
При этом новый приказ отдельно рассматривает порядок отмены производственного, транспортного, оборотного документов.
Производственный ВСД аннулируется:
– производителем – при обнаружении несоответствия производственной партии обязательным ветеринарным требованиям, а также при обнаружении в оформленном документе ошибок и опечаток;
– должностным лицом Россельхознадзора – при обнаружении несоответствия производственной партии товара обязательным требованиям в области ветеринарии.
При аннулировании производственного ВСД нельзя оформлять транспортные ВСД на товар, являющийся частью данной производственной партии.
Транспортный документ аннулирует владелец или перевозчик при смене транспортного средства, за исключением случаев перемещения подконтрольного товара с использованием нескольких транспортных средств и (или) видов транспорта, указанных в ВСД.
Аннулирование транспортного ВСД невозможно, если груз уже доставлен получателю и произошло гашение транспортного ВСД.
Оборотный документ разрешено аннулировать по желанию владельца.
Лицо, аннулирующее ВСД, должно быть зарегистрированным пользователем ФГИС ВетИС, имеющим право оформлять ВСД на подконтрольный товар, указанный в аннулируемом ВСД.
Вы можете оставить первый комментарий