Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Гарантийный ремонт товара

В статье рассмотрим порядок действий в случае необходимости проведения гарантийного ремонта. Куда можно обратиться, какие для этого установлены сроки? Расскажем обо всем подробно ниже.

Над статьей работали:
редактор: Бурцева Алла

Содержание

  1. Куда обращаться потребителю
  2. Срок обращения
  3. С какого момента отсчитывается гарантийный срок
  4. Срок гарантийного ремонта
  5. Замена на аналогичный товар на время ремонта
  6. Продление гарантийного срока на время ремонта
  7. Нужен ли гарантийный талон

Куда обращаться потребителю

Законодательство дает покупателю несколько альтернативных вариантов действий на случай обнаружения недостатков в приобретенном товаре. При обнаружении брака могут быть предъявлены следующие требования (п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 № 2300-1):
• замена товара на аналогичный той же марки;
• безвозмездное устранение неисправностей;
• возмещения расходов на ремонт, если он был произведен самим покупателем или третьим лицом;
• отказ от ремонта и возврат товара продавцу. Последний обязан будет вернуть оплаченную покупателем сумму;
• замена предмета на такой же, но другой марки. В этом случае, будет произведен перерасчет покупной стоимости;
• уменьшение покупной стоимости товара.

Вправе он потребовать и возмещения убытков, которые возникли из-за покупки бракованной вещи.

Все указанные выше требования покупатель может предъявить на свое усмотрение:
• продавцу;
• уполномоченной организации или ИП.

Замены на товар той же марки, безвозмездного исправления недостатков или компенсации стоимости произведенного ремонта можно требовать:
• у изготовителя;
• у уполномоченной организации или ИП;
• у импортера.

Изготовителю и импортеру также можно вернуть неисправный предмет и потребовать за него деньги.

Срок обращения

Обращаться с требованием об исправлении дефектов товара можно в течение срока гарантии. Если такой срок не был установлен, то обращаться за ремонтом можно в течение срока годности (п. 1 ст. 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

При этом срок гарантии — это период, в течение которого продавец (импортер, изготовитель или уполномоченные лица) обязаны удовлетворить требования покупателя при обнаружении им дефекта.

Срок годности – период, по истечении которого вещь будет не пригодна для использования.

Если такие сроки не установлены, то обратиться с требованием о проведении гарантийного ремонта можно в течение двух лет (п. 1 ст. 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Если установленный срок гарантии меньше двух лет и недостатки были обнаружены уже после того, как он истек, но в пределах двух лет, это позволяет покупателю сделать заявление о неисправности вещи. В этом случае нужно будет доказать, что вы не сами повредили товар и дефект появился до момента передачи вещи. Или же причины этой неисправности возникли раньше получения вами изделия (п. 5 ст. 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

При обнаружении существенных недостатков, установлены более длительные сроки для обращения с требованием.«Существенность» дефекта определяется по следующим критериям (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17):
• его нельзя устранить. По этой причине изделие не может использоваться по назначению или в тех целях, для которых потребитель его приобретал;
• ремонт будет несоразмерно дорогим. Здесь речь идет о ситуации, когда стоимость работ будет равна и выше цены за саму вещь. Или цена будет превышать ту выгоду, которая могла бы быть получена от использования покупки. В отношении технически сложного товара этот вопрос будет решаться исходя из его особенностей и цены;
• требуется слишком много времени на ремонт. Это значит, что срок ремонта будет превышать максимальный срок, установленный законодательством;
• неоднократность обнаружения неисправностей. Это могут быть разные недостатки, которые выявлялись больше одного раза. Каждый из них делает невозможным использование покупки по назначению или в тех целях, для которых она была приобретена потребителем. Это может быть один и тот же дефект, который появляется снова после ремонта.

Могут быть и другие критерии определения существенности недостатка, стороны вправе закрепить их в договоре. Если спор дойдет до суда, то в каждом конкретном случае суд будет решать этот вопрос исходя из всех обстоятельств спора и характеристик вещи.

Сама возможность исправления таких дефектов не лишает покупателя права заявить о том, что недостаток является существенным. Яркий пример, когда фактически лицо не могло пользоваться купленной вещью из-за систематического ремонта приведен в Определении Верховного Суда РФ от 11.09.2018 № 49-КГ18-28.

В случае, когда были выявлены такие недостатки и вы решите требовать безвозмездного ремонта от изготовителя (уполномоченной организации или ИП, импортера), также необходимо будет доказать, что они возникли до получения товара или по причинам, возникшим до этого момента.

Установлены следующие сроки обращения с требованием об устранении существенных недостатков (п. 6 ст. 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1):
• не должен истечь срок службы, если прошло два года с момента передачи вещи потребителю. При этом срок службы — это тот период, в течение которого изготовитель гарантирует возможность пользоваться покупкой по назначению и отвечает за ее существенные недостатки;
• если срок службы не установлен, то обратиться с требованием можно в течение 10 лет со дня получения товара.

Есть особенности и в случае предъявления претензии к качеству комплектующих или запасных частей. По общему правилу срок гарантии на них такой же, как и на основной товар. Договором между сторонами могут быть установлены другие сроки.

Нужно учитывать тот факт, что если гарантия на запасные части и комплектующие будет меньше, чем на основное изделие, то потребитель вправе обратиться с требованием относительно качества таких частей в течение всего срока гарантии на основную вещь.

Другое правило будет действовать, если гарантия на комплектующее изделие больше, чем на основное. В этом случае обратиться с требованием относительно его недостатка можно и после истечения гарантии на основную вещь (п. 3 ст. 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

С какого момента отсчитывается гарантийный срок

По общим правилам течение гарантии начинается со дня передачи вещи покупателю. Договор может устанавливать иной момент отчета гарантии.

Передача вещи может подтверждаться различными документами. Это может быть акт передачи, товарная накладная.

Если этот день неизвестен, то началом будет день изготовления вещи.

В особом порядке будет исчисляться гарантия для сезонных вещей. Для них течение срока начнется с наступлением сезона, для которого они предназначены. При этом начало сезона для каждого региона России устанавливается исходя из его климатических особенностей. Перечня таких товаров нет. В п. 2 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 указано, что это одежда обувь и прочее. Представляется, что сюда относятся любые предметы, которые могут использоваться только с началом определенного сезона.
Началом гарантии будет момент получения вещи потребителем, если:
• покупка направлялась по почте;
• изделие было заказано по образцу;
• дата заключения договора купли-продажи и день фактической передачи не совпадают.

Если потребитель после получения товара не может использовать его сразу (например, нужна сборка или установка), то течение гарантии начнется после того, как предмет будет собран или установлен.

Когда невозможно установить день доставки вещи, ее сборки или установки, то исчисление начнется со дня заключения договора купли-продажи.

Срок гарантийного ремонта

Срок исправления дефекта может быть установлен сторонами договора. При этом максимальная продолжительность ремонта ограничена законом и не может быть больше 45 дней (п. 1 ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Стороны могут продлить такой срок, если станет очевидно, что исправить недостаток вовремя не удастся. Нужно учитывать, что отсутствие запасных частей или оборудования не могут быть объективной причиной для продления срока ремонта. В этом случае будет наступать ответственность за просрочку исполнения обязательства по исправлению недостатка.
Если в договоре не зафиксирован период проведения ремонта, то устранить проблему нужно в минимальный срок. Он законодательством не установлен. Нужно руководствоваться сроками, которые обычно требуются для проведения такого рода работ.

Особые правила установлены для технически сложных товаров.

Перечень таких вещей установлен Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924. Он является закрытым, и в нем небольшое количество наименований. К ним относятся:
• летательные аппараты;
• транспорт, предназначенный для движения по дорогам общего пользования;
• сельскохозяйственная техника и оборудование;
• транспортные средства, предназначенные для езды по снегу;
• плавучие транспортные средства;
• оборудование для навигации и беспроводной связи;
• компьютерная техника;
• офисная техника;
• оборудование для спутникового телевидения;
• телевизоры;
• фото и видео-техника;
• бытовая техника;
• часы;
• электрические инструменты.

Возвратить такой товар или заменить его по причине наличия неисправностей можно только в течение 15 дней со дня приобретения.

Если этот срок истек, то требования покупателя должны быть удовлетворены только при наличии следующих обстоятельств:
• имеется существенный недостаток;
• были нарушены законные сроки устранения недостатков;
• лицо лишено возможности использовать товар более 30 дней в году. Это может быть любой год из гарантийного срока. Невозможность использования должны быть связана с устранением неисправностей изделия.

На исправление существенного недостатка законодательством отводится 20 дней с момента предъявления требования о проведении ремонта (п. 6 ст. 19 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Замена на аналогичный товар на время ремонта

В случае, когда в ремонт поступает товар длительного пользования, продавец (уполномоченная организация или ИП) обязаны бесплатно предоставить лицу в пользование аналогичное изделие. Сделать это нужно в течение 3 дней.

При этом установлен перечень предметов длительного использования, на которые такое требование не распространяется. Не нужно предоставлять замену для таких вещей, как (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463):
• автомобили, мотоциклы и другая мототехника;
• мебель;
• электробытовые приборы, которые используются в тесном контакте с кожей. К этой же категории относятся и приборы, используемые в медицинских целях;
• приборы, которые используются в контакте с продуктами питания;
• гражданское оружие и его части;
• изделия из драгоценных металлов.

Продление гарантийного срока на время ремонта

Гарантия будет продлена на весь период проведения ремонта. Началом периода будет день обращения покупателя с требованием об устранении недостатка, а окончанием — день выдачи товара после ремонта. Вместе с отремонтированной вещью потребителю обязательно должна быть выдана письменная информация, где будут указаны (п. 3 ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1):
• дата обращения с претензией;
• дата приёма вещи от потребителя;
• день окончания работ. При этом должны быть описаны недостатки, которые были исправлены и какие запасные части были использованы;
• день выдачи после ремонта.

Если неисправный предмет был заменен, то гарантийный срок начнет отсчет заново с момента передачи нового товара (п. 2 ст. 21 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

При замене в процессе ремонта отдельных частей (комплектующих) изделия, гарантия на новые запчасти тоже будет установлена. Она будет такой же, как и на старые части (комплектующие) и будет исчисляться с момента выдачи покупателю вещи после замены (п. 4 ст. 20 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Нужен ли гарантийный талон

Гарантийный талон это документ, который подтверждает обязательства продавца (изготовителя) по обеспечению качества вещи на определенный срок (срок гарантии).

Составление такого документа обязательным не является. Поэтому нет и его утвержденной формы. Выглядеть он может по-разному. Это могут быть и специальные книжечки, и отрывные бланки и тому подобное.

Чаще всего такой талон выдают при покупке технически сложного товара.

При продаже бывшего в употреблении технически сложного бытового изделия, покупателю должен быть передан талон, где указан остаток срока гарантии (если такой документ оформлялся изначально) (п. 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).

Если талон был выдан покупателю, то необходимо проверить его основные реквизиты: дату покупки, идентификаторы самой вещи.

Не может быть основанием для отказа потребителю в гарантийном ремонте отсутствие или неправильное оформление этого документа. Также как и отсутствие чека или иного платежного документа.

Условие договора купли-продажи о том, что обслуживание по гарантии возможно только при предъявлении правильно заполненного талона противоречит законодательству и ущемляет права потребителя. Поэтому оно будет ничтожным (п. 7 Обзора, утвержденного Письмом Роспотребнадзора от 28.05.2010 № 01/8017-10-32).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь