21 марта 2023 года ФСБУ «Отчетность» наконец прошел регистрацию в Минюсте РФ. В этой статье мы рассмотрим, что нового следует ожидать с введением ФСБУ, на кого он распространяется и изменятся ли привычные формы отчетности.
Над статьей работали:
Автор: Тимошкина Юлия; редактор: Коротаева Юлия
Содержание
ФСБУ 4/2023: приказ Минфина
Положение по бухгалтерскому учету «4/99 Бухгалтерская отчетность» начало применяться с отчетности, составленной за 2000 год. В общей сложности оно применялось в течение более чем 20 лет. За все время своего существования в БПУ только дважды вносились изменения. Первые начали применяться с отчетности за 2006 год, а вторые – с 2011 года.
О том, что в ходе глобальной реформы бухучета на смену привычного всем ПБУ придет новый ФСБУ, было известно уже несколько лет назад. Согласно планам Минфина, переход на новый ФСБУ должен был произойти еще с 2021 года, но подготовка этого ФСБУ затянулось.
ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» утвержден приказом Минфина РФ № 157н еще 04.10.2023, но регистрацию в Минюсте прошел только в конце марта 2024 года. Установленные им новые правила начнут применяться с отчетности компаний за 2025 год. Отчитаться за текущий, 2024, год компаниям нужно по правилам, установленным ПБУ. А вот продолжать их применение в следующем году не получится, поскольку ПБУ 4/99 утратит силу с 1 января 2025 года. Остальные нормативные акты, регулирующие составление бухгалтерской и финансовой отчетности, будут применяются в части, которая не противоречит новому стандарту.
Новый ФСБУ распространяется на все хозяйствующие субъекты за исключением бюджетных организаций и ЦБ РФ. Особенности применения стандарта установлены для кредитных и некредитных финансовых организаций. Указанные субъекты должны будут применять положения стандарта, подлежащие применению формы утверждаются для них Банком России (п. 3 ФСБУ).
Требования ФСБУ не распространяются на консолидированную отчетность, а также отчетность, составляемую компаниями для личных целей. Это связано с тем, что она не является бухгалтерской в смысле, которую вкладывает в нее новый стандарт (пп. «в», «г» п. 4 ФСБУ).
Несмотря на то что документ зарегистрирован в I квартале 2024 года, а бухгалтерская отчетность за этот год, в том числе промежуточная квартальная, еще не составлялись, возможность досрочного перехода на ФСБУ не предусмотрена.
ФСБУ 4/2023: что нового
По задумке Минфина, ФСБУ представляет собой единый документ, который объединяет в себе всю необходимую информацию, касающуюся составления бухгалтерской отчетности. В данном документе систематизированы все основные требования, которые до его вступления в силу содержались в различных нормативных актах.
В соответствии со cтандартом бухгалтерская отчетность представляет собой единое целое, комплект сведений. Обязанность по раскрытию отчетности будет считаться выполненной, если компания раскрыла ее в составе, указанном в cтандарте. Отдельные составляющие отчетности, не являются отчетностью в том значении, которое в него вкладывает ФСБУ.
В новом стандарте содержатся:
• общие требования к бухотчетности;
• состав и содержание информации, которая должна в ней раскрываться;
• состав промежуточной отчетности;
• образцы форм бухгалтерской отчетности;
• условия достоверности бухгалтерской отчетности.
Следует отметить, что за счет включения в ФСБУ форм отчетности документ получился весьма объемным. При этом, если не считать приложения, текст стандарта несильно отличается по количеству страниц и пунктов от своего предшественника.
Формы бухгалтерской отчетности также претерпели изменения по сравнению с действующими в настоящее время.
Из нововведений стандарта можно отметить:
• раскрытие понятия существенности информации;
• определение подхода к зачету между показателями бухгалтерской отчетности;
• в бухгалтерской отчетности должно быть раскрыто, что она составлена в соответствии со стандартами бухучета;
• отсутствующие показатели не нужно включать в отчетность;
• детализацию правил подготовки промежуточной отчетности;
• введены дифференцированные требования к оформлению заголовочной части бухгалтерской отчетности;
• конкретизированы правила подписания отчетности.
В то же время в стандарте не раскрываются вопросы, касающиеся порядка представления бухгалтерской отчетности, ее утверждение, раскрытие, а также аудит. Перечисленные вопросы регулируются нормами специальных законов о бухгалтерском учете, об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и другими).
На сегодняшний день Минфин РФ уже успел подготовить информационное сообщение от 24.03.2024 № ИС-учет-50 относительно нового порядка подготовки бухгалтерской отчетности.
ПБУ 4/99 и ФСБУ 4/2023: в чем отличия
Давайте рассмотрим, в чем же основные отличия нового стандарта и ПБУ 4/99.
• Случаи, когда должен применяться стандарт
В новом ФСБУ нет указания о применении стандарта при ликвидации организаций, тогда как ПБУ 4/99 подлежал применению. Кроме того, в стандарте появилось прямое указание на то, что он не подлежит применению при подготовке консолидированной отчетности групп компаний, а также для отчетности, составляемой для собственных нужд компании, а не для целей ведения учета в соответствии с законом о бухучете.
• Формы отчетов теперь содержатся в ФСБУ, а не в отдельных документах
До вступления в силу ФСБУ актуальные формы отчетности содержались в Приказе Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. С введением федерального стандарта все формы включены в него в качестве приложений.
Важный момент: в стандарте приведены именно образцы форм отчетности и их заголовочных частей, а также требования к ним. Организации могут использовать как содержащиеся в документе образцы, так и самостоятельно разработанные формы (п. 2 ст. 62 ФСБУ).
• Внесены изменения в формы отчетов
Состав бухгалтерской отчетности в целом не изменился. Годовая и промежуточная отчетность по-прежнему состоят из баланса, отчета о финрезультатах и приложений к ним (отчета об изменении капитала, о движении денежных средств, а также пояснений к балансу и отчету о финансовом результате). Отчетность некоммерческих организаций также включает в себя баланс, отчет о целевом использовании средств и приложений к ним. Об этом говорится в пункте 5 стандарта.
А вот содержание отчетов претерпело изменения.
Общая структура баланса осталась прежней. Он, как и раньше, состоит из активов и пассивов. Активы делятся на внеоборотные и оборотные, а пассивы — на капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства. При этом состав показателей изменился. В активе появились новые строки (инвестиционная недвижимость, долгосрочные активы к продаже) и исключены некоторые старые (результаты исследований и разработок, материальные поисковые активы, доходные вложения в материальные ценности). Из пассивов исключена строка с доходами будущих периодов.
В отчете о финансовом результате прибыль (убыток) теперь нужно показывать отдельно по продолжающейся деятельности и прекращаемой. Причем по первой указывается финансовый результат до налогообложения, а по последней финансовый результат отражается за вычетом относящегося к прекращаемой деятельности налога на прибыль. Также из формы документа исключили строку «Прочее», а также уточнили, что показатели прибыльности акций указываются в рублях и копейках.
Отчет об изменении капитала сильно сократился. Теперь вместо трех разделов в нем остался только один. Кроме того, если в прежней форме было шесть столбцов, то в новой их количество увеличилось на один. Теперь отдельно нужно показывать информацию по добавочному капиталу (без накопленной дооценке) и накопленную дооценку внеоборотных активов.
В отчете о движении денежных средств раздел «Денежные потоки от текущих операций» дополнен новой строкой, в которой нужно отражать поступления процентов по дебиторской задолженности покупателей.
В формы табличных пояснений также внесены изменения, чтобы привести их в соответствие с требованиями стандарта.
• Систематизирован порядок подготовки упрощенной отчетности
В отличие от ПБУ, где было лишь упоминание о необходимости его применения в отношении упрощенной отчетности, а формы были установлены в Приказе Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н, в ФСБУ этому вопросу посвящен отдельный раздел.
Согласно пункту 51 ФСБУ в упрощенной форме упрощенная отчетность может составляться лицами, которые наделены правом применять упрощенные способы ведения бухучета. Их перечень приведен в пункте 4 закона о бухучете: это субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и резиденты инновационного центра «Сколково».
Упрощенная отчетность состоит из баланса и отчета о финрезультатах для коммерческих компаний и отчета о целевом использовании средств для некоммерческих. И те и другие субъекты также обязаны формировать пояснения к ним. Минимальный объем сведений, указываемых в пояснениях, также приводится в новом стандарте.
При формировании упрощенной отчетности основные показатели (нематериальные активы, основные средства, запасы, долгосрочные активы к продаже, капитал и остальные) можно объединять в группы и указывать в отчете в свернутом виде без детализации по входящим в группу показателям.
• Детализированы требования к подготовке промежуточной отчетности
Промежуточной отчетности посвящены пункты 55-57 стандарта. Она может содержать в себе всю информацию, подлежащую раскрытию в отчетности, либо только сведения о существенных фактах хозяйственной жизни, которые произошли в промежуточный отчетный период, и актуализируют информацию, которую компания раскрыла в годовой отчетности за год, предшествующий промежуточному отчетному периоду. Выбор способа раскрытия информации предоставлен самому хозяйствующему субъекту.
Также в отличие от ПБУ, где говорилось, что промежуточная отчетность может составляться за месяц, квартал, в стандарте периоды ее составления не приводятся, а говорится лишь об отчетной дате.
• Особое внимание уделено принципу достоверности отчетности
В отличие от ПБУ 4/99, в котором упоминалось, что отчетность должна быть достоверной и обеспечивать полное понимание финансового положения организации пользователями отчетов, в стандарте достоверности посвящен целый раздел.
Согласно пункту 69 ФСБУ отчетность компании считается достоверной при условии, что она соответствует указанным ниже критериям:
— приведенная в отчетности информация сформирована с соблюдением требований федеральных и отраслевых стандартов и систематизирована согласно требованиям закона о бухучете и ФСБУ 4/2023;
— нейтральность информации, то есть в равной мере удовлетворяется потребность в информации разных групп пользователей отчетности;
— последовательность применения в течение нескольких отчетных периодов;
— наличие сравнительных показателей за текущий и аналогичный предшествующий периоды(исключение сделано для вновь созданных организаций);
— раскрыта существенная информация (несущественная информация может не раскрываться в отчетности за отдельными исключениями);
— обособленное раскрытие существенной информации об отдельных объектах бухгалтерского учета.
• Из ФСБУ исключены некоторые определения, но появились и новые
В стандарте появились определения таких понятий, как раскрытие информации в бухгалтерской отчетности, существенная информация, актив и пассив баланса, обычный операционный цикл, пояснения к балансу и отчету о финрезультатах, промежуточный отчетный период, составляющая бухгалтерской отчетности, достоверная бухгалтерская отчетность. Ранее указанные определения не формулировались.
Так, существенной признается информация, отсутствие которой или ее искажение способно негативно повлиять на экономические решения пользователей отчетности компании. Какая именно информация является существенной, как и раньше, определяют сами хозяйствующие субъекты, исходя из таких факторов, как ее величина, а также влияние, которая она может оказать на процесс принятия ее пользователями экономических решений (п. 10 ФСБУ).
Вместе с тем в новом стандарте нет определений, разъясняющих, что такое бухгалтерская отчетность, отчетная дата, отчетный период и кто такие пользователи бухгалтерской отчетности, которые были в ПБУ 4/99.
Вы можете оставить первый комментарий