Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Форма 2-ТП (отходы)

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

В нашей статье поговорим о таком экологическом статистическом отчете, как форма 2-ТП (отходы). Определимся с лицами, которые его должны предоставлять, и с теми, кто от такой обязанности освобождены. Расскажем, как правильно заполнить и отправить отчет в уполномоченный орган, а также коснемся вопроса ответственности за нарушение порядка его предоставления.
Содержание

  1. Отчетность по форме 2-ТП (отходы)
  2. Кто сдает форму 2-ТП (отходы)
  3. В какие сроки подается форма 2-ТП (отходы)
  4. Заполнение формы 2-ТП (отходы)
  5. Штраф за непредставление формы 2-ТП (отходы)

Отчетность по форме 2-ТП (отходы)

Форма 2-ТП (отходы) отражает сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления в организации (у предпринимателя) в течение года. Она относится к формам федерального статистического наблюдения и предназначена для получения первичных статданных в указанной сфере. Далее в статье будем также называть ее отчет.

Актуальная редакция формы утверждена Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.

Предоставляют отчетность юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с обращением с отходами. Адресат — Федеральная служба в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Отходы производства — остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов. Они образуются в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утрачивают полностью или частично исходные потребительские свойства (п. 3.11 ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения).

Отходы потребления — это остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции). Они частично или полностью утратили свои первоначальные потребительские свойства. В результате не могут использоваться по прямому или косвенному назначению в силу их физического или морального износа (п. 3.12 ГОСТ 30772-2001).

Классификационный каталог отходов (далее – ККО) утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

Формы 2-ТП (отходы) являются основой для анализа ситуации, которая складывается в целом на территории России в сфере обращения с отходами. Принимаются в расчет при формировании государственной стратегии развития деятельности по их правильному обезвреживанию в целях снижения негативного влияния на экологию.
Форма 2-ТП (отходы) также учитывается:

— при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду в ходе размещении твердых коммунальных отходов (п. 43(1) Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484, Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19.06.2019 № 49-АПА19-7);
— при оценке индикаторов риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (п. 2 Приказа Минприроды РФ от 30.12.2021 № 1044);
— для расчета показателя «Индекс использования вторичных ресурсов и сырья из отходов в отраслях экономики» (Приказ Минприроды РФ от 29.11.2024 № 692).

Кто сдает форму 2-ТП (отходы)

Сдавать отчет обязаны:

1) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. В эту группу входят разнообразные субъекты, прежде всего это заводы, коммунальные предприятия, фабрики, комбинаты;

2) региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (к примеру, в Москве — это АО «Экотехпром», в Московской области на территории Воскресенского кластера – ООО «ЭкоПромСервис»);

3) операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Указанные субъекты сдают отчеты в территориальный орган Росприроднадзора в субъекте РФ по месту своего нахождения.

Если ИП или организация относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, они форму не сдают при одновременном выполнении следующих условий:

— образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 т;
— субъект заключил договор с региональным оператором;
— не осуществляет деятельность по обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

В какие сроки подается форма 2-ТП (отходы)

Форма 2-ТП (отходы) должна сдаваться не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Срок сдачи формы за 2024 год истек.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, окончание срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (Постановление Госкомстата РФ от 07.03.2000 № 18).

Если ИП (организация) в отчетном периоде не осуществляли производственную деятельность, об этом целесообразно уведомить территориальный орган Росприроднадзора (письмо ведомства от 26.11.2021 № АА-10-02-34/41118).

Заполнение формы 2-ТП (отходы)

Скачать бланк отчета в формате XLS можно на официальном сайте Росприроднадзора по ссылке https://rpn.gov.ru/upload/iblock/e3b/Форма%20№%202-ТП%20(отходы).XLS

Заполнять форму 2-ТП (отходы) следует строго в соответствии с указаниями, приведенными в Приказе Росстата от 09.10.2020 № 627.

В данном материале мы не будем цитировать положения названного приказа по заполнению каждой из граф (строк) формы. Документ в актуальной редакции находится в свободном доступе на сайте Росприроднадзора.
Кроме того, Росприроднадзор разработал памятку, в которой порядок заполнения формы 2-ТП (отходы) приведен в виде наглядных схем и с примерами. Доступна по ссылке https://rpn.gov.ru/upload/iblock/fd2/4n1u32nd89be1h2zof5gf6et7ekr964m/Pamyatka-2_TP-_otkhody_.pdf.

Обратим внимание, что основой для заполнения отчета является учетная документация по обращению с отходами производства и потребления. Актуальный порядок учета установлен Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028. От того, насколько правильно (полно, непрерывно) ведется такая учетная документация, в итоге зависит достоверность сведений, включенных в форму.

Также отметим, что отходы, принятые на транспортирование, в форму 2-ТП (отходы) не включаются (письмо Росприроднадзора от 13.05.2022 № ЮА-10-02-34/14768).

Форма 2-ТП (отходы) сдается в электронном виде. Это можно сделать через личный кабинет природопользователя на сайте Роспотребнадзора.

Сервис предполагает возможность сформировать отчет oнлайн. Инструкция доступна по ссылке https://бцир.рф/media/sub/2038/documents/Формирование_отчета_2-ТП_отходы.pdf.

Все представители юридических лиц или ИП, подписывающие отчетность, с 01.09.2024 должны прикладывать доверенность в электронном виде (письмо Росприроднадзора от 28.12.2024 № ВЧ-09-02-28/50942).

При подаче отчетности через личный кабинет доверенность должна быть машиночитаемой. Это электронный аналог бумажной доверенности в виде файла в формате XML. Сформировать ее можно на портале госуслуг. Инструкция по применению машиночитаемых доверенностей доступна здесь.

Штраф за непредставление формы 2-ТП (отходы)

Положения части 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусматривают административную ответственность в виде штрафа:

— за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных;
— несвоевременное предоставление;
— предоставление недостоверной информации.

В части 2  статьи 13.19 КоАП РФ установлен повышенный размер штрафа за повторное совершение правонарушения.

Дела об административных нарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, рассматриваются Росстатом и его территориальными органами (ст. 23.53 КоАП РФ).

Может ли штраф быть заменен на более мягкое наказание?

В некоторых случаях возможно применение такой меры наказания, как официальное порицание (предупреждение). Условия:

— совершение правонарушения впервые;
— отсутствие вреда (угрозы его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ и, безопасности государства;
— отсутствие угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ).

В заключение расскажем о спорах, которые возникают у организаций с Росприроднадзором и Росстатом. Чаще всего разногласия связаны с отнесением того или иного вещества (сырья) к отходам производства (потребления) и необходимостью включения его в форму 2-ТП (отходы). Приведем несколько примеров:

1. Ситуация связана с образованием в деятельности организации медицинских отходов.

Росстат указал, что учету в форме 2-ТП (отходы) подлежат все виды отходов, находящиеся в обращении, кроме медицинских, биологических и радиоактивных отходов.

Учреждение «Клиническая больница» полагало, что все отходы, которые образуются в ходе ее деятельности, являются медицинскими. До 2022 года для таких отходов отдельной формы отчетности не было. Поэтому сведения о медицинских отходах за 2019—2021 годы больница включала в форму 2-ТП (отходы).

Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993 утверждена форма статистического наблюдения за обращением с медицинскими отходами. Указанный отчет принимает Роспотребнадзор.

С учетом этого больница начиная с 2023 года прекратила заполнять форму 2-ТП (отходы) и предоставлять ее в Росприроднадзор. Ведомство посчитало отсутствие отчета необоснованным и направило информацию в Росстат.

Управление Росстата привлекло больницу к ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ за непредоставление первичной статистической информации 2-ТП (отходы). Учреждению здравоохранения назначен штраф в размере 20 тыс. рублей.
Больница обратилась в суд, который поддержал статистическое ведомство и разъяснил следующее. Заявитель не соответствует критериям лиц, которые освобождаются от предоставления формы 2-ТП (отходы). Специальная форма по медотходам распространяется только на категорию отходов, установленную СанПиН 2.1.3684-21.

Представление отдельной отчетности по таким медицинским отходам в Роспотребнадзор не исключает возможности обращения больницы с другими видами отходов. Учреждение здравоохранения никак не проинформировало Росприроднадзор о том, что за 2022 год не осуществляло обращение с отходами производства и потребления. В связи с этим Роспотребнадзор обоснованно указал на то, что больница также должна была заполнить форму 2-ТП (отходы). При этом суд посчитал, что наказание в виде штрафа является слишком суровым в данной ситуации и заменил его на предупреждение (Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.10.2023 по делу № А49-6256/2023).

2. Ситуация связана с разграничением понятий «отходы производства» и «побочный продукт».

Роспотребнадзор провел плановую выездную проверку на территории птицефабрики. По результатам был выявлен ряд нарушений, в том числе сокрытие экологической информации. Выявлены отходы, которые птицефабрика не указала в форме 2-ТП (отходы):

— помет куриный свежий (код ККО 11271101333),
— помет куриный перепревший (код ККО 11271102294).

Птицефабрике выдано предписание об устранении нарушений. Организация с Роспотребнадзором не согласилась, посчитала предписание выданным с нарушениями. За защитой обратилась в суд. В суде пояснила, что на предприятии из куриного помета изготавливается органическое удобрение, которое впоследствии используется птицефабрикой на собственных полях.

Суд указал на разграничение понятий «отходы» и «побочный продукт». К последнему относятся дополнительная продукция, которая образуется при производстве основной. Она не является целью данного производства, но пригодна как сырье в другом производстве.

Разъяснил, что на указанной птицефабрике помет не является отходом производства или потребления. Он является вторичным материальным ресурсом, сырьем для приготовления органического удобрения. Перерабатывается в рамках одной производственной площадки. Поэтому ведение учета движения отходов и указание в материалах статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) сведений о «помете куриный свежий» и «помете куриный перепревший» не требуется (Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2022 по делу № А65-1972/2022).
3. Ситуация связана с разграничением понятий «сточные воды» и «отходы производства».

Водоканалу выдано предписание об устранении нарушений законодательства. В качестве одного из пунктов указано, что организация не включила в форму 2-ТП фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (ККО 73910112394). Водоканал с предписанием не согласился и обратился в суд. Апелляционная инстанция указала следующее.

Фильтрат может относиться к сточным водам или отходам производства. В каждом случае вопрос должен разрешаться индивидуально в зависимости от способа удаления. Если фильтрат удаляется путем очистки на очистных сооружениях, его следует считать сточными водами. Обращение с ним регулируется нормами водного законодательства.

В рассматриваемом случае водоканал лишь принимает фильтрат от полигона в составе сточных вод, обеспечивает его очистку с последующим сбросом в залив на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. С деятельностью водоканала фильтрат не связан, поэтому отходом производства не является. С учетом этого суд сделал вывод, что предписание в части предоставления недостоверных сведений в составе в форме 2-ТП является незаконным (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2022 № 13АП-21413/2022 по делу № А21-13236/2021).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь