Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Этика служебного поведения: понятие, регулирование, ответственность

Профессиональная этика – это правила внутреннего поведения персонала, на котором основываются рабочие взаимоотношения. Соблюдать эти нормы должны как сотрудники, так и руководители при общении с подчиненными. От этого зависит и формирование здорового климата внутри каждого коллектива и создание комфортной рабочей среды.

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание:

  1. Служебная и профессиональная этика в организации и ее особенности в различных случаях
  2. Кодексы служебной и профессиональной этики и правовой статус этической нормы
  3. Должностное лицо как актор этического поведения организации и юридическая ответственность за неэтичное поведение

Служебная и профессиональная этика в организации и ее особенности в различных случаях

Соблюдать профессиональную этику нужно на любом рабочем месте.

К основным принципам корректного должностного поведения можно отнести:
– сохранение толерантности и терпимости по отношению к начальству, коллегам или подчиненным, в том числе в вопросах, не относящихся к трудовым обязанностям. К примеру, если это касается убеждений лица, гендерной или религиозной принадлежности;
– несовершение по отношению к начальству, коллегам или подчиненным действий, противоречащих общепринятым моральным нормам;
– отсутствие действий, ограничивающих права и свободы других людей;
– соблюдение норм законов и ЛНА актов, утвержденных работодателем, в том числе кодексов корпоративной этики.

Придерживаться общепринятых норм общения нужно не только в рабочие моменты, но и на корпоративных мероприятиях.

Сохранять высокий уровень нравственности особенно важно для специалистов ряда профессий, которые предполагают общение с людьми и получение от них персональных или конфиденциальных сведений. К таким специальностям относятся:
– адвокаты;
– судьи;
– нотариусы;
– юристы;
– педагоги школ;
– сотрудники учреждений культуры;
– врачи;
– журналисты;
– сотрудники кадровых служб.

В таких случаях в рамках служебного положения каждый сотрудник обязан учитывать следующие принципы профессиональной этики:
– не допускать утечки конфиденциальной информации;
– предпринимать все необходимые меры, чтобы исключить передачу конфиденциальной информации другим лицам;
– не использовать ставшую известной в процессе профессиональной деятельности информацию во вред лицу, от которого она была получена;
– принимать решения справедливо, а не основываясь на тех сведениях, которые стали известны в силу профессиональной принадлежности.

Для должностных лиц некоторых специальностей закон особо требует от сотрудников не допускать аморального поведения.
К примеру, в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, трудовой договор с таким лицом расторгнут (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
На этом основании допускается увольнение работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например, учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, независимо от того, где совершен аморальный проступок – по месту работы или в быту (п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
Аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и общепринятых в обществе норм поведения. К числу указанных проступков, несовместимых с продолжением воспитательной работы, могут относиться скандалы, драки, появление в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, недостойное поведение в быту, жестокое обращение с животными и др.
Если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей, такой работник может быть уволен с работы при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 193 ТК РФ (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 02.08.2012 по делу № 33-8910).

Специалист, чья профессиональная деятельность связана с личными данными других людей, в своей работе должен следовать положениям, которые устанавливают правила не только профессиональной этики, но и делового этикета.

Это особенно важно в условиях перевода сотрудников на удаленную работу. Поскольку ошибки и нетактичные формулировки в интернет-общении с клиентами и коллегами из других компаний могут испортить репутацию предприятия. Неуважение и некорректный обмен информацией в переписке между сослуживцами в мессенджерах или в электронных письмах неизбежно окажет отрицательное влияние на бизнес-процессы.

Кодексы служебной и профессиональной этики и правовой статус этической нормы

Кодекс корпоративной этики представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться все сотрудники предприятия независимо от замещаемой ими должности.

По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не законодателями. Минюст относит такие документы к актам рекомендательного характера, поэтому, при их принятии он не регистрирует их как нормативные акты (письмо Минюста РФ от 06.06.2011 № 01/37019-ДК).

Тем не менее государство придает большое значение корпоративным кодексам, поскольку видит в них один из способов побороть коррупцию. По мнению чиновников, одним из наиболее полезных инструментов предупреждения коррупции в организации является установление для работников стандартов и кодексов поведения.

Внедрение системы таких стандартов может решить одновременно две задачи:
а) ограничить круг возможных действий работника, которые могут привести к его к конфликту интересов. К примеру, получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента могут в дальнейшем побудить работника совершить те или иные действия в пользу такой организации, идущие вразрез с его трудовыми обязанностями;
б) затруднить осуществление или сокрытие уже имевших место коррупционных правонарушений.

В данные стандарты Минтруд рекомендует включить положения, устанавливающие ряд правил (порядков) поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и организации в целом («Меры по предупреждению коррупции в организациях», утвержденные Минтрудом РФ).

Необходимость утверждения кодекса этики на рабочих местах существует главным образом для профессий, которые характеризуются повышенной ответственностью перед обществом и определенной спецификой ее проявления. Поэтому у государственных и муниципальных служащих и иных лиц, занимающих должности в госучреждениях, есть свои своды требований профессиональной этики и служебного поведения.

Так, соответствующие кодексы утверждены для служащих:
– ЦБ (кодекс профессиональной этики и служебного поведения служащих Банка России, одобрен решением совета директоров Банка России от 21.06.2013, протокол № 13);
– различных министерств, к примеру, Минфина (Приказ Минфина РФ от 17.04.2014 № 115 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации»);
– органов прокуратуры (Приказ Генпрокуратуры от 25.03.2011 № 79 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федерального государственного гражданского служащего органов прокуратуры Российской Федерации»);
– судей (кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012).

Нарушение служащими положений кодексов подлежит, как правило, моральному осуждению, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, такие деяния могут повлечь применение к работнику мер юридической ответственности.

Кроме того, эти своды правил устанавливают, что соблюдение служащими госучреждений положений кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Кодекс деловой этики может быть посвящен не только антикоррупционным стандартам, он может включать и иные рекомендации по поведению работников организации. Например, касающиеся правил взаимодействия с коллегами и клиентами, дресс-кода и т.д. С его помощью можно закрепить как общие ценности, принципы и правила поведения, так и специальные, направленные на регулирование поведения в отдельных сферах.

Примерами общих ценностей, принципов и правил поведения, которые могут быть закреплены в кодексе, являются:
– соблюдение высоких этических стандартов поведения;
– поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности;
– следование лучшим практикам корпоративного управления;
– создание и поддержание атмосферы доверия и взаимного уважения;
– следование принципу добросовестной конкуренции;
– следование принципу социальной ответственности бизнеса;
– соблюдение законности и принятых на себя договорных обязательств;
– соблюдение принципов объективности и честности при принятии кадровых решений.

Общие ценности, принципы и правила поведения могут быть раскрыты и детализированы для отдельных сфер (видов) деятельности. К примеру, в сфере кадровой политики можно закрепить принципы:
– продвижение на вышестоящую должность только исходя из деловых качеств работника;
– отсутствие родственных связей в случаях прямой подчиненности членов одной семьи друг другу.
При этом в кодекс могут быть введены правила реализации определенных процедур, направленных на поддержание декларируемых стандартов, и формирования используемой терминологии. Например, при закреплении принципа продвижения на вышестоящую должность только на основе деловых качеств работника может быть установлена процедура обращения работника с жалобой на нарушение этого принципа.

При стандарте, устанавливающем особенности работы в организации родственников на условии их прямой подчиненности друг другу, может быть дано точное определение понятия «родственники», то есть четко определен круг лиц, на которых распространяется действие данного стандарта.

Следовательно, кодекс деловой этики может не только декларировать определенные ценности, принципы и стандарты поведения, но и устанавливать правила и процедуры их внедрения в практику деятельности компании.

Должностное лицо как актор этического поведения организации и юридическая ответственность за неэтичное поведение

Неэтичное поведение – это действия лица, которые нарушают закон или общепринятые моральные нормы поведения и имеют негативные последствия для других людей.

ТК напрямую не решает проблему грубости на рабочих местах. Он не дает определений понятиям «вежливое обращение», «грубость», «оскорбление», «неэтичное поведение на работе» и методов, как бороться с проявлением неуважения одного сотрудника к другим.

Однако у работодателя есть меры, с помощью которых можно воздействовать на сотрудников, которые ведут себя недостойно.

Основные права и обязанности работника перечислены в ст. 21 ТК. Так, согласно нормам указанной статьи сотрудник обязан, в частности:
а) добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
б) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя, трудовую дисциплину.

Дисциплина труда – обязательное для всего персонала подчинение правилам поведения, определенным трудовым законодательством и иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, ЛНА и закрепленным по общему правилу в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК).

То есть в правилах внутреннего трудового распорядка или иных ЛНА, трудовых договорах работодатель вправе установить правила поведения сотрудников в офисе. При этом сотрудников следует ознакомить под подпись с ПВТР, иными ЛНА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью (ст. 22 ТК).

В случае если в ПВТР, ЛНА или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, к лицу, которое нарушило данные требования, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия (письмо Минтруда РФ от 16.09.2016 № 14-2/В-888).

Суды поддерживают работодателей, которые применяют к сотрудникам меры дисциплинарного воздействия в подобных случаях.

К примеру, сотруднику, который некорректно и недостойно вел себя в офисе, объявили выговор за нарушение соответствующих пунктов трудового договора и ПВТР. Согласно нормам правил внутреннего трудового распорядка АО работник обязан был вести себя корректно, достойно, не допуская грубых, резких и оскорбительных выражений при общении с коллегами или клиентами. Суд согласился, что работодатель выполнил все требования процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности, поэтому отказался признать приказ АО недействительным и не стал взыскивать в пользу сотрудника компенсацию морального вреда (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.09.2018 по делу № 33-16407/2018).

За совершение некоторых неэтичных деяний предусмотрены административные штрафы. К примеру, статья 5.61 КоАП РФ предусматривает ответственность за оскорбление, то есть за унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

При этом если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные нематериальные блага или посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, то он может требовать через суд возложить на нарушителя обязанность компенсировать указанный вред.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь