Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Экспертиза по закону № 44-ФЗ: как избежать ошибок

Над статьей работали:

Экспертиза – это важный этап участия в госзакупках, без которого невозможно завершение контракта. В статье расскажем, какие ошибки чаще всего совершают заказчики при проведении экспертизы по закону № 44-ФЗ и как их избежать.

Контрактная система

Государственные и муниципальные заказчики выполняют закупку товаров, работ, услуг по правилам, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон № 44-ФЗ).

В рамках контрактной системе предусмотрено несколько категорий заказчиков:

  • Государственные заказчики – это органы федеральной и региональной власти, госкорпорации, органы управления внебюджетными фондами, казенные учреждения, которые действуют от имени России или субъекта федерации.
  • Муниципальные заказчики – муниципалитеты и местные казенные учреждения.
  • Иные лица – унитарные, автономные учреждения.

По общему правилу бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия проводят закупки в рамках закона № 44-ФЗ. Но отдельные закупки можно проводить на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Для этого учреждение должно до начала года разработать положение о закупке и разместить его в ЕИС.

Автономные учреждения проводят закупки по закону № 44-ФЗ в двух случаях:

1)  получены средства на проведение капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности;

2)  предоставлены средства для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной или муниципальной собственности либо покупки недвижимости в такую собственность.

Информацию о параметрах закупок необходимо размещать в единой информационной системе (ЕИС), которая содержит следующие данные:

  • планы-графики;
  • реестры контрактов и отчеты об их исполнении;
  • единый реестр участников закупок;
  • библиотеки типовых условий контрактов;
  • каталог товаров, работ и услуг;
  • реестр недобросовестных поставщиков;
  • реестр независимых гарантий;
  • нормативно-правовые акты.

Информацию из ЕИС используют потенциальные участники для поиска закупок. Ею также пользуются контрольные органы с целью проверок и мониторинга.

Открытые электронные закупки заказчики проводят на одной из восьми электронных площадок:

  • Сбербанк – автоматизированная система торгов;
  • электронные торговые системы;
  • РТС – тендер;
  • Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан;
  • единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК-ТОРГ;
  • электронная торговая площадка ГПБ.

Закрытые электронные закупки проходят на электронных площадках: АСТ ГОЗ, ЭТП ГПБ или ETPRF.

Для участия в закупках и последующего заключения контракта заказчик должен создать специальные структурные подразделения или назначить ответственных должностных лиц, которые будут отвечать за закупки. Заказчики с совокупным годовым объемом закупок свыше 100 млн рублей должны организовать контрактные службы.

Для оценки заявок участников и определения победителя в конкурентной закупке заказчик создает комиссию по закупкам. У каждого члена этой комиссии должна быть своя усиленная квалифицированная электронная подпись. Она нужна, чтобы подписать итоговый протокол в электронном виде.

Стороны заключают контракт по итогам конкурентных закупок и электронной закупки до 3 млн рублей у единственного поставщика в порядке, установленном ст. 51 закона № 44-ФЗ. Если проводили закрытую закупку, то договор подписывают по правилам ч. 14 ст. 73 закона № 44-ФЗ.

Контракт имеет несколько особенностей.

1. Цена контракта должна быть твердой на весь срок контракта. Цену нельзя менять, кроме случаев, которые установило законодательство. Если невозможно определить количество товара, объем работ, услуг, в контракте нужно указать цену за единицу и максимальное значение цены контракта. В этом случае в контракте должен быть указан порядок выборки товаров, работ, услуг по заявкам заказчика.

2. Условия контракта нельзя менять. Исключение — случаи, которые установила ст. 95 закона № 44-ФЗ. Чтобы внести изменения в условия уже заключенного контракта, заказчик должен оформить дополнительное соглашение. Такой документ обязательно нужно разместить в ЕИС вместе с основным контрактом. Иначе соглашение не будет считаться заключенным.

3. Обязательные условия контракта. К ним относятся, например, график оказания услуг, условия об ответственности сторон, порядке и сроках оплаты товара. Адреса объектов обслуживания тоже относятся к существенным условиям контракта, поскольку считаются местом оказания услуг.

4. Срок оплаты по контрактам для всех заказчиков – семь рабочих дней с даты подписания приемочного документа. Из этого правила есть ряд исключений: например, если документ о приемке составили не в ЕИС. В этом случае срок для оплаты не больше 10 рабочих дней.

Экспертиза по закону № 44-ФЗ

Перед оплатой поставщику заказчик обязан провести экспертизу товара, работ или услуг. Это необходимо, чтобы проверить, соответствуют ли количество, качество, объем и другие характеристики объекта закупки требованиям контракта. Если нарушений нет, заказчик должен оформить и подписать документы о приемке, если есть – нужно отказаться от приемки.

Заказчик вправе провести экспертизу своими силами или с помощью внешних экспертов, или экспертных организаций. В отдельных случаях следует обязательно привлечь внешних экспертов, если проводить приемку самостоятельно нельзя. Если в контракте есть этапы, экспертизу нужно проводить при приемке товара, работы, услуги по каждому этапу.

Чтобы провести экспертизу результатов по контракту, заказчик вправе назначить ответственным за приемку любого сотрудника или создать комиссию. При этом членство в контрактной службе и наличие образования в сфере закупок не имеют значения. Например, ответственным за приемку продуктов питания можно назначить заведующего столовой.

Если нужно собрать товар или установить оборудование, заказчик обязан согласовать с поставщиком день приемки и предоставить для этого помещение. Нужно поручить сотрудникам контрактной службы следить за соблюдением условий приемки, которые прописаны в контракте. Возможна ситуация, когда заказчику нужно подготовить помещение и только затем принимать товар.

Альтернативный вариант проведения экспертизы – привлечение сторонних специалистов или подрядчиков. Для этого нужно провести закупку по правилам закона № 44-ФЗ, например, малую закупку до 600 тыс. рублей. Сделать это лучше заранее, чтобы к моменту приемки по основному контракту все было готово.

Проводить экспертизу вправе организации, индивидуальные предприниматели и физические лица. Нельзя привлекать лиц, с которыми может возникнуть конфликт интересов, например, действующих или бывших сотрудников заказчика или контрагента. Исключение – бывшие сотрудники, которые два года и более не работают у заказчика или контрагента.

Эксперты должны обладать специальными знаниями об объекте закупки. Отдельные исследования могут проводить лишь специалисты, у которых есть лицензия, аккредитация или членство в СРО. Тогда при закупке необходимо указать эти требования к эксперту.

Экспертное заключение

Результаты экспертизы специалисты должны оформить в виде заключения. Если проверка выполняется собственными силами, составлять отдельное экспертное заключение не требуется. Документ о приемке подтвердит, что заказчик принял исполненное по контракту без замечаний.

В исследовании должна стоять подпись эксперта или уполномоченного лица экспертной организации. Заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать закону. За недостоверные результаты экспертизы или заведомо ложное экспертное заключение есть административная и уголовная ответственность.

В экспертном заключении указывают следующие сведения:

  • данные об эксперте (экспертной организации);
  • информация о месте и дате составления документа;
  • данные о государственном (муниципальном) контракте;
  • реквизиты поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • наименование заказчика;
  • результаты экспертизы товаров, работ, услуг;
  • подписи экспертов (экспертной группы).

В заключении эксперты могут предложить, как устранить нарушения и срок для них. Это касается случаев, когда по итогам экспертизы есть нарушения, но они не препятствуют приемке результатов по контракту. Приемочная комиссия и заказчик должны учесть выводы и предложения консультантов.

Типичные ошибки

Рассмотрим основные ошибки, который допускаются при проведении экспертизы и оформлении экспертного заключения. Наиболее распространенное нарушение – проведение экспертизы самостоятельно, силами заказчика. По мнению некоторых судов, для оценки соответствия полученных товаров (работ, услуг) условиям контракта необходимо привлекать третьих лиц, обладающих соответствующими компетенциями. Вместе с тем проведение экспертизы собственными силами не лишает полученное заключение доказательственной силы, поскольку возможность его проведения прямо предусмотрена ч. 3 ст. 94 закона № 44-ФЗ.

В случае судебного разбирательства внутреннее экспертное заключение будет принято в качестве доказательства. Суд имеет право отклонить возражение поставщика о том, что такое заключение по своей сути не соответствует требованиям и принципам, предъявляемым к правилам и порядку проведения экспертного исследования.

По общему правилу заключение специалиста будет являться надлежащим доказательством по делу, если:

  • дано экспертом, обладающим достаточными познаниями в данной области;
  • эксперт независим, является незаинтересованным лицом и не имеет каких-либо правоотношений с лицами, имеющими заинтересованность в результатах экспертизы.

Другая распространенная ошибка – проведение экспертизы после фактической приемки товара (работ, услуг). Подобный подход свидетельствует о формальном подходе к проведению оценки качества. Приемка является финальным этапом госзакупки и должна производится на основании экспертного заключения. Нарушение порядка проведения закупок грозит штрафами заказчику и его ответственным лицам.

Нарушение порядка уведомления сторон – еще одна распространенная ошибка при осуществлении закупок. Например, если заказчик не уведомит поставщика об отборе проб для проведения экспертизы, это будет нарушением условий проведения государственных (муниципальных) закупок. Другой ошибка – эксперт не уведомил стороны контракта о допустимости своего участия в экспертизе.

Отсутствие сведений о квалификации эксперта в итоговом заключении будет основанием для проведения повторной процедуры оценки качества закупаемых товаров (работ, услуг). Без данных об образовании, опыте и наличию специализированных знаний специалиста стороны могут обжаловать экспертное заключение.

Как избежать ошибок

Для того чтобы результаты торгов не были оспорены сторонами, необходимо соблюдение всех законодательных требований при проведении экспертизы и оформлении экспертного заключения. Установленные регламенты должны добросовестно исполняться всеми сторонами экспертизы и при составлении соответствующей документации.

Заказчик по контракту должен предпринять все усилия для обоснованной приемки товаров (работ, услуг). При наличии собственных специалистов, обладающих специализированными знаниями, можно самостоятельно провести экспертизу при закупке. Для снижения рисков судебных разбирательств рекомендуется привлечь независимых приемщиков, которые способны достоверно оценить соответствие закупленных товаров условиям контракта.

При заключении договора с третьими лицами для экспертизы заказчик должен максимально точно определить требования к консультантам. Минимальный опыт и уровень образования могут регламентироваться на уровне отраслевых норм, а также на локальном уровне. Соблюдение этих регламентов снижает риск споров и замечаний от контролирующих органов.

Важный фактор успешных и безопасных закупок – своевременное информирование всех участников сделки. Заказчик должен обеспечить не только фактическое уведомление сторон контракта, но и подтверждение получения сведений. Удобнее всего это реализуется в электронной форме, где каждый документ визируется (с сохранением даты и времени подписи).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь