Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Единые требования к участникам закупки по закону № 44-ФЗ в 2025 году

Законодательство о закупках предусматривает разные виды требований к ее участникам. Какими именно они будут, зависит от контракта и иных особенностей. Однако есть общие (единые) требования, которым должны соответствовать все действующие лица. Необходимо, чтобы участники имели определенные подтверждающие документы и соответствовали иным положениям о закупках. Что входит в единые требования (далее ЕТ) и какие существуют дополнительные условия, мы расскажем далее.

Над статьей работали:
редактор: Чапис Елена

Содержание

  1. Обязан ли заказчик устанавливать единые требования к участникам закупки
  2. Кто имеет право стать участником закупки
  3. Единые требования к участникам закупки
  4. Когда устанавливается требование об отсутствии в РНП
  5. Подтверждение соответствия единым требованиям
  6. Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным  законом № ФЗ-44
  7. Проверка соответствия участников закупки единым требованиям
  8. Ограничения для участников закупок
  9. Последствия несоблюдения требований
  10. Дополнительные требования к участникам закупки по закону № 44-ФЗ
  11. Судебная практика

Обязан ли заказчик устанавливать единые требования к участникам закупки

Да, в предусмотренных законом случаях заказчик обязан установить ЕТ (ч. 1 ст. 31 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ ).
В частности, он должен это сделать:
• при конкурентных способах закупки;
• при закупках у единственного поставщика (далее ЕП), в случаях установленных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
ЕТ распространяются в равной мере на всех участников. Заказчик вместе с тем не имеет право их менять или вводить излишние требования по своей инициативе. Что именно входит в ЕТ, мы расскажем в отдельном разделе.

Кто имеет право стать участником закупки

Как правило, участниками могут быть любые юрлица и физлица (включая ИП и самозанятых).
Для некоторых лиц есть исключения. Так, участниками не могут быть:
• офшорные компании. То есть юрлица, местом регистрации, которых является государство (территория) включенное в специальный перечень, утвержденный Приказом Минфина РФ от 26.05.2022 № 83н;
• иностранные агенты. По Закону от 14.07.2022 № 255-ФЗ они обладают следующими признаками:
— получают поддержку и (или) находятся под иностранным влиянием;
— осуществляют деятельность, перечисленную в статье 4 закона № 255-ФЗ (ст. 1 закона № 255-ФЗ);
• группа лиц. Такой возможности закон № 44-ФЗ также не предусматривает.

Единые требования к участникам закупки

Согласно части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ, заказчик должен установить следующие ЕТ:
• соответствие участника законодательству в отношении поставки товара (выполнения работ, оказания услуг). К примеру, это такие требования, как:
— аккредитация,
— членство в СРО,
— регистрация в реестре организаций проводящих СОУТ,
— наличие лицензии,
— прочее;
• в отношении лица не должна проводиться ликвидация;
• отсутствие решения арбитражного суда о банкротстве или открытом конкурсном производстве;
• деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с КоАП РФ;
• отсутствие недоимки по налогам (сборам) и другим обязательным платежам в бюджет за прошлый год. А именно размер долга не должен превышать 25 процентов от балансовой стоимости активов;
• отсутствие судимости у следующих лиц:
— участника-физлица,
— руководителя организации,
— членов коллегиального исполнительного органа,
— лица, исполняющего функции ЕИО,
— главного бухгалтера.
Речь идет не про любую судимость. Имеются в виду экономические преступления и преступления, предусмотренные ст.  289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Под отсутствием судимости понимаются случаи, когда она была погашена или снята. Также у перечисленных лиц не должно быть:
— дисквалификации;
— лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В частности, если это касается поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) являющейся предметом закупки;
• если участник закупки юридическое лицо, оно не должно иметь штрафа за незаконное вознаграждение от своего имени. Как минимум такого не должно быть, в течение 2 лет до подачи заявки;
• наличие исключительных прав на РИД. Пункт применяется в случае приобретения заказчиком прав на данные результаты;
• должностное лицо заказчика, а также его родственники (физлица) не должны являться участниками закупки. Также они не должны иметь отношения к юрлицу – участнику закупки, то есть быть руководителями, учредителями и так далее;
• участник закупки (УЗ) не должен быть офшорной компанией. Также офшорная компания не должна иметь отношения к участнику-юрлицу;
• отсутствие статуса иностранного агента;
• отсутствие иных ограничений предусмотренных законом, для участия в закупках.

Иные особенности, связанные с ЕТ:
• проверить наличие административной ответственности по ст. 19.28 можно на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru;
• если закупка происходит у единственного поставщика, действует иной порядок, который применялся до 1 января 2022 года. Это значит, что заказчик должен принять разумные и законные меры. При этом обязанность проверять лиц на соответствие требованиям распространяется не на все пункты. В отдельных случаях заказчик имеет право, но не обязан совершать проверку. Требовать от УЗ соответствия всем ЕТ заказчик не вправе. Однако есть исключения, которые перечислены в п. 2 и 2.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Указанное положение регулируется ч. 8 ст. 31 закона № 44-ФЗ и п. 3 письма Минфина РФ от 14.02.2022 № 24-01-09/10138;
• УЗ должны предоставить декларацию о соответствии ЕТ, указанным в пп. 3 — 5, 7 — 11 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. В зависимости от способа закупки предоставлять ее нужно по-разному. Она отправляется в составе заявки при участии в конкурентной процедуре. Если же происходит закупка у ЕП, то в составе предварительного предложения. Если проводится электронный конкурс, декларация должна содержаться в части 2 заявки;
• особенности также есть при проверке УЗ на офшор и статус иностранного агента. В данном случае заказчик (закупочная комиссия) использует:
— выписку из ЕГРЮЛ,
— декларацию УЗ,
— сведения из ЕГРЮЛ,
— реестр иностранных агентов.
При отсутствии информации в документах заказчик обязан применять разумные и законные меры. Это следует из письма Минфина РФ от 25.01.2024 № 24-06-07/5751;
• при несоответствии ЕТ или предоставлении УЗ недостоверных данных о себе принимается решение:
— об отстранении участника;
— либо об отказе от контракта с победителем;
• пункт 11 части 1 статьи 31 закона № 44 предусматривает дополнительные ограничения на участие в закупке. Этот пункт обычно применяется к тем, в отношении кого были приняты специальные экономические меры. А также к подконтрольным таким лицам организациям (Указ Президента РФ от 03.05.2022 № 252, Постановление Правительства РФ от 11.05.2022 № 851, письмо Минфина РФ от 20.07.2022 № 24-01-06/69926.
Проверка таких лиц осуществляется на основании документов, уже включенных в заявку. В частности это:
— копия удостоверения личности, если УЗ физлицо (не ИП);
— выписка из ЕГРЮЛ или из ЕГРИП;
— заверенный перевод документов о госрегистрации (если УЗ — иностранное лицо).
Это следует из пп. «д», «ж», «з» п. 1 ч. 1 ст. 43 закона № 44-ФЗ.
При наличии участника в перечне ограничительных мер, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851, комиссия примет решение отклонить заявку.

Наличие лицензии, аккредитации, членства в СРО, разрешения правообладателя на РИД:
• требование о наличии того или иного подтверждения не устанавливается произвольно. Важно, чтобы того требовал объект закупки;
• наличие обязательной лицензии связано с определенными видами деятельности. Необходимость лицензирования устанавливают разные правовые акты, и их много. Например, производство (хранение, оборот) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Требование к лицензии в таком случае устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ. В случае с другими видами деятельности порядок будет регулироваться совершенно иными законами. Также есть общий закон о лицензировании отдельных видов деятельности (Закон от 04.05.2011 № 99). Таким образом, объект закупки следует проверить на необходимость наличия той или иной лицензии;
• если в закупке предусмотрены как лицензируемые, так и нелицензируемые виды деятельности, лицензию требовать заказчик не вправе. Кроме того, заказчик не может устанавливать требования к сроку действия лицензии;
• иногда необходимо иметь разрешение правообладателя на результат интеллектуальной деятельности (РИД). Его должен предоставить УЗ. Такое бывает в случае, когда правообладатель установил такое требование на основании п. 1 ст. 1229, ст. 1235 ГК РФ;
• объект закупки может требовать членства в саморегулируемой организации (СРО). Это может относиться как к участнику, так и к его сотрудникам. К примеру, это нужно для кадастровой деятельности;
• аккредитация. Бывает, что она нужна в разных сферах, например, при закупке услуг испытательных лабораторий или техосмотра транспортных средств.

Когда устанавливается требование об отсутствии в РНП

Под РНП понимается реестр недобросовестных поставщиков. В него включают информацию об УЗ, уклонившихся от контрактов, и поставщиках, не исполнивших (исполнивших ненадлежащим образом) обязательства по контракту. Подробнее о реестре говорится в ст. 104 закона № 44-ФЗ.
Заказчик обладает правом установить требование об отсутствии участника в таком реестре. Это следует из положений части 1.1 статьи 31 закона № 44-ФЗ. Стоит обратить внимание, что это именно право заказчика, а не его обязанность. То есть такое требование он может не устанавливать. Однако все же рекомендуется это сделать во избежание рисков неисполнения (ненадлежащего исполнения) контракта.
Кроме того, есть норма, согласно которой закон вас обязывает это делать. В частности, когда нужно проверить информацию в РНП на отказ от исполнения контракта в связи с введением в отношении заказчика санкций и иных ограничительных мер. Имеются в виду политические и экономические санкции и другие ограничительные меры, введенные иностранными государствами (пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571). Норма применяется, если заказчик не воспользовался правом в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Минфин считает, что такое требование должно применяться при любых закупках, включая контракты с единственными поставщиками (письмо Минфина РФ от 27.06.2022 № 24-01-09/61077).
Требование заказчик включает в извещение или документацию о закупке. При этом он не имеет право запрашивать документы, подтверждающие соответствие данному требованию. Заказчик самостоятельно проверяет информацию об отсутствии в РНП. Если сведения об этом подтвердятся, УЗ будет в любой момент отстранен от участия (ч. 8, 9 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Подтверждение соответствия единым требованиям

Чтобы УЗ подтвердить свое соответствие, ему нужно представить необходимые документы. Какие именно, заказчик указывает в документации о закупке. Список должен быть полным и исчерпывающим. Представляться должны только те документы, которые предусмотрены законодательством (письмо Минфина РФ от 09.10.2023 № 24-06-05/95692).
В некоторых случаях участнику не нужно предоставлять подтверждение, поскольку комиссия самостоятельно проверяет УЗ на соответствующих ресурсах. Такое может быть при проверке участника в реестре СРО.
В случае с лицензией от участника достаточно документа, подтверждающего его статус. Наличие лицензии уже является подтверждением записи в реестре. Далее заказчик должен проверить реестр, просить выписку от УЗ он не имеет право. Более того, для подтверждения своего статуса достаточно иметь только реквизиты лицензии, в частности, регистрационный номер и дату выдачи. Такой вывод сделан в письме Минэкономразвития РФ от 25.08.2023 № ОГ-Д24-7294. Если лицензия предоставляется на бумажном носителе, подтвердить ее можно путем представления копии документа.

Декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным законом № ФЗ-44

С помощью декларации подтверждается соответствие участника необходимым требованиям. Ее текст обычно автоматически включается в состав заявки. Либо УЗ может включить ее туда, проставив на электронной площадке необходимую галочку.
В состав заявки данный документ входит, если речь идет о конкурентной процедуре закупок. В частности, когда происходит аукцион, запрос котировок или конкурс. Однако в последнем случае, когда проводится электронный конкурс, декларация включается во вторую часть заявки.
Если товар закупается у единственного поставщика в электронной форме, декларация включается в состав предварительного предложения.
Нормы, регулирующие указанный выше порядок: пп. «о» п. 1 ч. 1 ст. 43, ч. 2 ст. 48, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50, пп. «к» п. 1 ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
Форма декларации не имеет формальных строгих требований. Она гибкая и составляется в произвольном виде. Самое главное, чтобы в ней были отражены все необходимые данные для закупки. Из нее должно следовать, что УЗ соответствует положениям пп. 3 — 5, 7 — 11 ч. 1 ст. 31 закона № 44-ФЗ.

Проверка соответствия участников закупки единым требованиям

Единый регламент проверки законодательством не установлен. Как правило, используют следующие методы:
• анализируют все документы, предоставленные УЗ (декларация и прочее);
• проверяют информацию из официальных открытых источников.
Какую документацию должен представить УЗ и примеры открытых ресурсов, мы приводили ранее.
Также учитывается конкретная закупка. От этого зависит, какую именно информацию и где нужно проверять. Кроме того, от индивидуальных обстоятельств зависит, какие требования будут обязательными, а на какие заказчик просто имеет право.

Ограничения для участников закупок

Пункт 11 статьи 31 закона № 44-ФЗ предусматривает положение об отсутствии ограничений для участия в закупках.
Эта норма определяет соответствие ограничительным мерам в отношении УЗ. В частности, это касается специальных экономических мер, которые приняты в отношении потенциального поставщика. Такие лица не могут быть участниками (письмо Минфина РФ от 20.07.2022 № 24-01-06/69926).
Наличие соответствия данным мерам подтверждается документами, включающимися в заявку (письмо ФАС РФ от 11.07.2022 № ПИ/66119/22). Если УЗ есть в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851, его заявка будет отклонена. Указанный порядок также применяется к подконтрольным участнику организациям.
Бывают исключения в случае, когда Правительство РФ выдает разрешение на совершение отдельных сделок для таких лиц (п. 2(1) Указа Президента РФ от 03.05.2022 № 252).

Последствия несоблюдения требований

Самое основное последствие — это отстранение от участия в закупке, что вероятно на любом этапе. Даже если контракт уже заключен, при выяснении несоответствий его просто расторгнут.
Могут быть и другие результаты такого несоответствия, к примеру:
• включение в реестр недобросовестных поставщиков;
• наложение ограничений на участие в закупках;
• судебные тяжбы с заказчиками или другими участниками;
• затягивание процесса закупки;
• иное.

Дополнительные требования к участникам закупки по закону № 44-ФЗ

В некоторых случаях заказчик имеет право установить дополнительные требования, которые применяются при конкурентных процедурах (ч. 2.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, пп. «а» п. 3 постановления № 2571). Дополнительные требования (далее ДТ) указаны в ч. 2 или ч. 2.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ. Также они регулируются приложением постановления № 2571. Если конкурентные процедуры проводятся в электронном виде, подтверждающие документы (информация) в заявку не включаются. Заказчику их должен направить оператор электронной площадки (п. 3 ч. 6 ст. 43 закона № 44-ФЗ). Далее расскажем подробнее о ДТ.

Часть 2 статьи 31 закона № 44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 предусматривают следующее:
• нормы приложения  к постановлению  № 2571 применяются, когда ОЗ связан с определенными товарами (работами, услугами). В частности, с указанными в графе «Наименование отдельных видов товаров…». Такая графа содержится в таблице приложения постановления № 2571. Также учитываются положения пункта 3 этого же постановления;
• приложение в таблице содержит графу «Дополнительные требования к УЗ». В ней указаны требования к опыту участника закупок и иные условия (например, квалификация сотрудников и прочее). Под опытом понимается опыт исполнения договора поставки, выполнения работ, оказания услуг. В частности, из сфер, перечисленных в графе дополнительных требований;
• в определенных случаях опыт подтверждается исключительно исполненным контрактом по закону № 44-ФЗ (223-ФЗ). Это следует из абз. 6 пп. «б» п. 3 Постановления N 2571. В других ситуациях подойдет любой исполненный контракт;
• если в графе о ДТ есть требования об оборудовании, в извещении указывается соответствующее требование о его наличии;
• ценой поставленных товаров (работ, услуг) считается их общая цена, которая отражается в акте приемки. Наличие актов и иных документов прописывается в 3 графе приложения;
• информация, и документы, как правило, должны направляться УЗ в полном объеме. В случае с закрытыми закупками могут направляться документы или их заверенные копии;
• при наличии документов (информации) в открытых источниках УЗ обладает правом направить только номер реестровой записи.

Часть 2.1 статьи 31 закона № 44-ФЗ предусматривает следующие особенности:
• при сумме НМЦК 20 млн. рублей и более предусматривается дополнительное требование о наличии опыта. В частности, УЗ контракт должен быть исполнен в течение 3 лет до даты подачи заявки. При этом стоимость выполненных обязательств должна быть не менее 20 процентов НМЦК. Кроме того, при наличии неустоек (пени, штрафов) данные требования должны быть выполнены;
• соответствие УЗ установленному требованию подтверждается:
— контрактом, по которому списаны суммы неустоек (пени, штрафов). В соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783;
— контрактом, который заключен на основании ч. 1, 2 ст. 15 Закона от 08.03.2022 № 46;
• соответствие ДТ, также должно быть подтверждено:
— номером записи в реестре контрактов (ст. 103 закона № 44-ФЗ);
— выпиской из реестра (п. 7 ст. 103 закона № 44-ФЗ);
— выполненным контрактом (договором) согласно закону № 223-ФЗ и актом приемки.
Выбор того или иного перечисленного подтверждения осуществляется на выбор УЗ.
ДТ в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ не устанавливается в отношении лиц, для которых установлены ДТ на основании ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ.

Судебная практика

В данном разделе приведем примеры судебных решений и решений УФАС, связанных с установлением ЕТ к участникам.
В первом случае рассмотрим в качестве примера не судебный акт, а решение УФАС, поскольку из него можно сделать важные выводы относительно нарушений по ст. 31 закона № 44-ФЗ. Кроме того, к данному решению есть практика по его обжалованию.
В данном случае заявитель обратился с жалобой на действия заказчика. Указав при этом на отсутствие требований в приложении к лицензии, о месте оказания услуг, тем самым обжаловав положения аукционной документации. Ситуация была связана с транспортировкой отходов I — IV класса опасности.
По результатам провели внеплановую проверку, которая установила нарушения. Были сделаны следующие ключевые выводы:
• для осуществления деятельности по транспортировке отходов на территории определенного субъекта нужно, чтобы в лицензии было прописано место, где лицензиат имеет право вести деятельность. Требования о наличии лицензии на соответствующей территории в аукционной документации не были установлены. Тем самым нарушен пункт 1 части 1 статьи 31 закона о контрактной системе;
• довод жалобы признан обоснованным. Заказчику выдано предписание об устранении нарушения.
Решение Хабаровского УФАС России от 14.11.2018 № 404
Заказчик впоследствии пытался оспорить решение и предписание ФАС. Однако во всех инстанциях ему было отказано. Причиной отказа назван тот факт, что нарушение могло повлечь необоснованный допуск к участию в аукционе участников, не соответствующих требованиям о лицензировании. Тем самым создав преимущественные условия участникам закупки, не имеющим надлежащей лицензии.

История рассмотрения дела представлена ниже:
— Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2019 по делу № А73-21426/2018;
— Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2019 № 06АП-1054/2019 по делу № А73-21426/2018;
— Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.07.2019 № Ф03-2622/2019 по делу № А73-21426/2018
— Определение Верховного Суда РФ от 08.11.2019 № 303-ЭС19-20744 по делу № А73-21426/2018.

В другом примере антимонопольная служба нашла нарушение в том, что заказчик не установил уровень ответственности в документах о закупке.
Пояснение: под уровнем ответственности понимается максимальный размер обязательств подрядчика по всем контрактам, заключенным в условиях закупки. Такой уровень зависит от размера взносов в компенсационные фонды СРО.
Так вот, ФАС обнаружила данное нарушение и указала включить в документы необходимое требование. Формулировка требования была такой: уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта.
Впоследствии заказчик пытался оспорить решение органа в суде, но ему это не удалось. Суды указали, что отсутствие уровня ответственности может повлечь неправомерное участие в аукционе участника закупки (Решение ФАС России от 28.03.2019 по делу № 19/44/105/767).

История дела:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2019 по делу № А40-129851/19-84-1135;
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2019 № 09АП-72159/2019 по делу № А40-129851/2019;
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.06.2020 № Ф05-5514/2020 по делу № А40-129851/19-84-1135.

Другие примеры судебных решений, связанные с едиными требованиями:

— Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.10.2019 № Ф04-4752/2019 по делу № А81-1426/2019;
— Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.09.2020 № Ф03-3573/2020 по делу № А59-8445/2018;
— Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2022 № 304-ЭС21-27625 по делу № А81-10918/2020.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь