Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Любая бумага, вне зависимости от ее важности или ценности, может быть по неосторожности разорвана, испорчена в стиральной машине или попросту потеряна. Это в полной мере касается и свидетельства о смерти. В представленном материале поговорим, как получить дубликат интересующего нас документа. Разберем, что для этого предпринять, куда обращаться в возникшей ситуации и сколько стоит бланк повторного свидетельства.
Когда оригинал документа, подтверждающего гибель родственника, потерялся, был разорван, заламинирован или с течением времени истерся и пришел в негодное состояние, человек имеет право получить новый бланк. Об этом говорится в пункте 1 статьи 9 Закона об актах гражданского состояния от 15.11.1997 № 143-ФЗ. Данная норма предусматривает также, что в ряде случаев для подтверждения записи о гибели человека могут выдавать и другие документы. Так, можно запросить справку, которая подтвердит факт регистрации и наличие записи соответствующего акта.
Запросить повторный бланк свидетельства о смерти или упомянутую выше справку, можно, заполнив электронное заявление через госуслуги или обратившись в ЗАГС. В некоторых российских субъектах, в числе которых и Москва, данная услуга доступна также через МФЦ.
Второй раз свидетельство о смерти можно получить, если с первоначальным бланком произошли указанные в п. 1 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ события. Чтобы заказать рассматриваемый документ через ЗАГС, потребуется пройти ряд этапов.
Первый этап. Заявителю нужно определить, относится ли он к числу людей, имеющих право претендовать на такой дубликат. За получением повторного бланка могут обратиться лица, круг которых установлен п. 2 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ. Заявление на выдачу дубликата свидетельства о гибели по закону может поступить от родственника умершего: мужа, жены, отца, матери, сына, дочери или другого заинтересованного человека. Не возбраняется запрос рассматриваемого документа от имени гражданина, имеющего право на его получение, доверенным лицом на основании нотариально удостоверенного уполномочия.
Второй этап. Далее нужно подготовить заявление и другие необходимые документы, список которых будет зависеть от определенной ситуации. Подробнее об этом речь пойдет в следующем разделе нашего материала.
Третий этап. С подготовленным пакетом документов надо обратиться в ЗАГС и получить интересующий заявителя документ. Можно посетить любой орган ведомства по выбору гражданина. Если заявитель обращается в орган ЗАГС, дубликат бланка могут предоставить даже в день обращения (п. 2 ст. 6, пп. 1, 4 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ). В любом случае выдача нового свидетельства должна произойти не позднее 30 дней с момента обращения.
Подать заявление в ЗАГС можно не только лично, но также по почте либо в цифровом формате через госуслуги. В некоторых российских субъектах, в числе которых столица нашей страны, есть также возможность обратиться за рассматриваемым документом через офисы МФЦ (пп. 4, 5 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ).
За выдачу дубликата потребуется перечислить госпошлину 350 рублей (пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ, ст. 10 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ). Право не платить эту сумму имеют Герои РФ и другие льготные категории населения (ст. 10 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ; пп. 11 п. 1 ст. 333.35, пп. 6 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).
При выдаче нового свидетельства заявитель должен представить свой паспорт и весь необходимый комплект документов, подтверждающий его право на получение повторного бланка (п. 7 ст. 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ). На новом свидетельстве обязательно укажут, что оно предоставлено повторно (п. 21 приложения № 2 к Приказу Минюста РФ от 13.08.2018 № 167).
В ответ на заявление могут уведомить, что записи акта гражданского состояния отсутствуют. Такое возможно, к примеру, из-за потери архива органа ЗАГС в связи с пожаром или наводнением. Тогда гражданин вправе пойти в суд с заявлением об установлении факта госрегистрации акта гражданского состояния. Вынесенное решение, которым установят данный факт, признается основанием для восстановления записи и выдачи соответствующего свидетельства. Это следует из пункта 3 части 2 ст. 264 ГПК РФ, пп. 2—4 ст. 74 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ, пп. 2 п. 10, п. 80 административного регламента, утвержденного Приказом Минюста РФ от 28.12.2018 № 307. Данный вывод подтверждается и судебной практикой (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 16).
С заявлением о выдаче нового свидетельства о гибели родственника понадобятся и другие бумаги, которые тоже нужно взять с собой в ЗАГС или приложить их в цифровом формате. Отталкиваясь от каждой конкретной ситуации, их список может несколько различаться. Согласно пункту 7 статьи 9 Закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ, ч. 6 ст. 7 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, пп. 35, 39 административного регламента от 28.12.2018 № 307 потребоваться могут следующие бумаги:
- паспорт российского гражданина или другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документы, подтверждающие, что заявитель находился с покойным в родстве. Это могут быть свидетельства о рождении, заключении брака или вступившее в юридическую силу судебное решение об установлении факта родственных отношений;
- завещание, справка нотариуса об открытии наследственного дела или другие документы, которые могут говорить об имеющемся у человека интересе, направленном на получение дубликата бланка;
- оформленная нотариусом доверенность от лица, имеющего право на получение повторного свидетельства, или ее копия;
- документы, выданные компетентными органами зарубежных стран в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных за границами России, при их легализации, если другое не определено международным договором РФ.
В МФЦ можно получить немало федеральных или региональных услуг. В некоторых российских субъектах, в число которых входит и Москва, через центр «Мои документы» можно подать и заявление о выдаче дубликата свидетельства о смерти. Значительное количество россиян отмечает удобство такого способа получения услуг. Центры «Мои документы» работают по будням и выходным дням с 8:00 до 20:00.
Посетить офис МФЦ может как человек, имеющий право на получение повторного документа о гибели своего родственника, так и его поверенный с нотариальной доверенностью. Специалисты МФЦ помогут заполнить заявление на получение дубликата документа. При этом госпошлину можно оплатить непосредственно в офисе. Размер ее такой же, как и при личном обращении физлица в органы ЗАГС, – 350 рублей.
При заказе нового свидетельства в центре «Мои документы» дубликат будет готов в срок, не превышающий 6 рабочих дней.
Отметим, что специалисты МФЦ могут создавать электронные дубликаты некоторых документов. В частности, речь идет о копиях решений суда. Затем их можно в установленном порядке применять при получении государственных и муниципальных услуг (п. 7.2 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, пп. 1—3 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.10.2021 № 1818).
Направить заявление на выдачу повторного свидетельства о смерти можно из дома в цифровом формате, используя портал «Госуслуги». Для этого будет нужна подтвержденная учетная запись.
Чтобы оформить заявление, понадобятся следующие документы и сведения:
- паспорт заявителя;
- Ф.И.О. и место гибели покойного;
- информация из свидетельства о смерти, если она известна;
- даты рождения и гибели покойного, если они известны;
- место рождения умершего, если оно известно.
Заявителю нужно подтвердить свои персональные данные, номер контактного телефона, электронную почту, адрес проживания — то есть сведения, имеющиеся в системе. При необходимости их можно отредактировать.
Далее заявитель указывает, известны ли ему реквизиты записи акта: дата, номер, кем она зарегистрирована. Если эти сведения человеку неизвестны, то в следующем окне он сможет ввести фамилию, имя, отчество своего умершего родственника. Затем нужно указать дату и место его рождения, а также дату и место смерти.
Также потребуется прописать место получения документа, ведь для этого в заранее выбранное время придется посетить ЗАГС.
Госпошлина оплачивается в том же размере, что и при личной подаче заявления в ЗАГС, – 350 рублей.
Когда заявление будет отправлено, нужно дождаться подтверждения того, что оно принято ведомством к рассмотрению. Уведомление об этом придет в личный кабинет заявителя.
В выбранную дату человек сможет забрать в ЗАГС дубликат бланка. Для этого нужно взять оригиналы бумаг, перечень которых отобразится при подаче заявления.
Стоит учесть, что заявление могут вернуть, если выявят в нем неточности. Тогда придется внести исправления и снова записаться в ЗАГС. При корректировке заявления выбрать другой регион уже не получится.
Вы можете оставить первый комментарий