Платежный агент принимает наличные денежные средства от граждан, которые таким образом выполняют свои обязательства перед поставщиками. Например, услуги в сфере ЖКХ можно оплатить наличкой в почтовом отделении либо в рассчетно-кассовом центре. В статье изложено, кто и в каком порядке может стать платежным агентом.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Платежный агент — кто это простыми словами
- Закон о платежных агентах
- Примеры платежных агентов
- Как стать платежным агентом
- Регистрация платежных агентов
- Применение ККТ платежными агентами
- НДС платежного агента
Платежный агент — кто это простыми словами
Платежный агент – это юридическое лицо (за исключением кредитной организации), созданное в соответствии с законодательством РФ или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.
Платежным агентом может выступать (пп. 3, 4, 5 ст. 2 Закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ):
• оператор по приему платежей — юридическое лицо, сведения о котором внесены Банком России в соответствующий реестр и которое заключает с поставщиками договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физлиц;
• платежный субагент – компания или ИП, заключившие с оператором договор об осуществлении деятельности по приему платежей граждан.
Плательщик – это физическое лицо, которое вносит платежному агенту наличные деньги в целях исполнения своих денежных обязательств перед поставщиком (п. 2 ст. 2 закона № 103-ФЗ).
В качестве поставщика могут выступать (п. 1 ст. 2 закона № 103-ФЗ):
• юрлица, за исключением кредитных организаций, или ИП, получающие денежные средства за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги в соответствии с законом № 103-ФЗ;
• организации или ИП, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ;
• органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, которые получают денежные средства плательщика в рамках выполнения ими своих функций.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.05.2017 № 302-АД16-16468 по делу № А58-600/2016 подчеркнуто, что деятельность платежного агента заключается только в приеме от физлиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств этих лиц перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), и последующем перечислении платежным агентом данных средств поставщику товаров (работ, услуг). При этом платежный агент не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Закон о платежных агентах
С появлением все большего вида услуг, предоставляемых широкому кругу населения, возросла потребность оперативно оплачивать эти услуги. Несмотря на бурное развитие банковской сферы, полностью удовлетворить потребность населения в данном виде сервисных услуг банки не смогли. Это было связано с тем, что деятельность кредитных организаций строго регламентирована. Для того чтобы физическое лицо смогло оплатить какую-либо услугу через счет в коммерческом банке, ему прежде всего необходимо прийти в конкретный банк, так как именно кредитные организации обязаны идентифицировать плательщиков.
Закон № 103-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2010, легализовал агентскую схему и дал определение нового субъекта — платежного агента. Кроме того, он установил требование к таким лицам. Для осуществления своей деятельности им необходимо открыть отдельный банковский счет для приема платежей, при этом полученные денежные средства нужно сдавать в кредитную организацию для зачисления на данный счет в полном объеме. Оператор был вправе принимать платежи после постановки на учет в Росфинмониториге.
С первого октября 2023 года был усилен надзор за деятельностью операторов по приему платежей от населения (Закон от 10.07.2023 № 298-ФЗ). Банк России наделен полномочиями вести реестр операторов по приему платежей, проводить проверки, выявлять нарушения и применять меры к операторам. С 01.10.2023 вновь созданные организации по приему платежей могут начать свою деятельность только после включения в реестр Банка России.
Для действующих на тот момент операторов установили переходный период. Они были обязаны подать документы на включение в реестр не позднее 01.10.2024.
Закон от 10.07.2023 № 298-ФЗ установил требования к органам управления, акционерам оператора по приему платежей. Кроме того, им было предписано образовать саморегулируемые организации в сфере финансового рынка, объединяющих операторов по приему платежей. Они должны осуществлять контроль за соблюдением операторами по приему платежей — членами СРО требований законодательства. Эти изменения вступили в силу с 01.10.2024.
Начиная с первого октября 2025 года операторы смогут осуществлять свою деятельность только при условии вступления компании в СРО на финансовом рынке, объединяющую операторов по приему платежей.
Изменены с 08.08.2024 требования к органам управления оператора по приему платежей (Федеральный закон от 08.08.2024 № 276-ФЗ). Функции единоличного исполнительного органа разрешено передавать юридическому лицу (управляющей организации), которое входит с таким оператором в группу лиц, при условии, что такой оператор и (или) управляющая организация являются ресурсоснабжающими организациями.
Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей, теперь вправе выполнять функции единоличного исполнительного органа другого оператора по приему платежей, если оба оператора по приему платежей входят в группу и являются ресурсоснабжающими организациями.
Также установлены требования к деловой репутации и квалификационные требования к лицам, осуществляющим (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа юрлица (управляющей организации), с которым оператором по приему платежей заключен договор о передаче полномочий его единоличного исполнительного органа.
Оператор по приему платежей обязан уведомлять Банк России:
• о заключении (прекращении) договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юридическому лицу (управляющей организации);
• об изменении лица, осуществляющего функции (в том числе временно) единоличного исполнительного органа юридического лица (управляющей организации);
• о выявленных фактах несоответствия указанного лица установленным требованиям.
Примеры платежных агентов
В качестве платежных агентов выступают:
• управляющие компании многоквартирными домами (УК);
• рассчетно-кассовые центры;
• отделения «Почты России»;
• энергосбытовые компании.
Как стать платежным агентом
Чтобы стать оператором по приему платежей компании, необходимо следующее.
1. Состоять в реестре операторов, который ведет Банк России. Законом установлены требования к органам управления и отдельным должностным лицам оператора по приему платежей. В частности, к лицу, осуществляющему (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа, специального должностного лица оператора по приему платежей, к члену коллегиального исполнительного органа, члену совета директоров (наблюдательного совета), к лицу, осуществляющему (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа юрлица (управляющей организации), с которым оператором по приему платежей заключен договор о передаче полномочий его единоличного исполнительного органа, а также к акционерам (участникам) оператора по приему платежей (ч. 1—5 ст. 3.2, ч. 1—3 ст. 3.3 закона № 103-ФЗ). К таким требованиям относятся требования к деловой репутации, в частности (пп. 3, 5, 7 ч. 1 ст. 3.2, п. 3 ч. 1, ч. 1.1 ст. 3.3 закона № 103-ФЗ):
• отсутствие факта назначения административного наказания в виде дисквалификации, срок которого не истек;
• отсутствие факта привлечения лица двух и более раз в течение трех лет, предшествующих дню его назначения (избрания) на должность или дню представления в Банк России документов для внесения сведений о юрлице в реестр операторов по приему платежей, к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство юрлица, за исключением случая, если такое административное правонарушение повлекло наказание в виде предупреждения;
• отсутствие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества лица в соответствии со ст. 7.4 закона № 115-ФЗ.
2. Встать на учет в Росфинмониторинге (ч. 5 ст. 4 закона № 103-ФЗ). Данное требование утрачивает силу с 1 октября 2025 года. С 01.10.2023 до 01.10.2025 постановка оператора по приему платежей на учет осуществляется Росфинмониторингом при условии, что сведения об операторе внесены Банком России в соответствующий реестр. Отсутствие сведений об организации в таком реестре станет основанием для отказа в постановке на учет в Росфинмониторинге (ч. 7 ст. 6 Закона от 10.07.2023 № 298-ФЗ, информация Росфинмониторинга от 22.04.2024).
3. Заключить с поставщиком договор, по условиям которого оператор будет от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика принимать денежные средства от граждан. Оператор по приему платежей обязан передавать поставщику информацию о принятых в его пользу платежах в порядке, предусмотренном договором, и в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня приема платежей, если указанным договором не предусмотрен более короткий срок (ч. 6.1 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
4. Открыть специальный счет. Открытие банковского счета платежному агенту осуществляется в соответствии с требованиями инструкции Банка России от 30.06.2021 № 204-И. Для открытия счета клиент обязан представить документы и сведения, предусмотренные законодательством РФ, инструкцией № 204-И и банковскими правилами (п. 3.1 инструкции № 204-И). При открытии специального банковского счета платежному агенту кредитная организация должна располагать сведениями о договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет, а также сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) (ч. 14, 15 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
По счету платежного агента допустимо осуществлять лишь ограниченный перечень операций (ч. 16 ст. 4 закона № 103-ФЗ):
• зачисление наличных денежных средств, принятых от физлиц непосредственно платежным агентом;
• зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
• списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
• списание денежных средств на банковские счета;
• списание сумм комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитной организацией.
Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (ч. 17 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
Таким образом, специальный банковский счет платежного агента используется для зачисления средств, полученных от физлиц, а также расчетов с поставщиками, с которыми заключен соответствующий договор.
Специальный банковский счет защищен от наложения ареста и обращения взыскания по долгам платежного агента, от приостановления операций по нему (ч. 17.1, 17.2 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
Вместе с тем, по мнению Минфина, кредитные организации, в которых открыты рассматриваемые специальные банковские счета платежного агента, субагента, поставщика, при реализации требований ст. 46, 76 НК РФ должны учитывать положения законодательства РФ, в том числе не относящегося к законодательству о налогах и сборах, об ограничениях, применяемых при обращении взыскания на денежные средства на этих счетах, приостановлении операций по этим счетам, и исполнять такие требования за счет денежных средств, принадлежащих владельцу счета, в том числе за счет его вознаграждения, аккумулированного на таких его счетах (письмо от 12.08.2024 № 03-02-06/75185).
С первого октября 2024 года вступили в силу изменения в закон № 103-ФЗ (закон № 298-ФЗ, Указание Банка России от 26.06.2024 № 6772-У, Приказ Банка России от 06.09.2024 № ОД-1434, информация Росфинмониторинга от 22.04.2024).
Установлено, что операторы по приему платежей вступают в саморегулируемую организацию в порядке, предусмотренном Законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение 90 дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:
• получение некоммерческой организацией статуса СРО операторов по приему платежей при отсутствии иной СРО операторов по приему платежей (для операторов по приему платежей, осуществлявших прием платежей на день получения некоммерческой организацией статуса СРО операторов по приему платежей);
• прекращение своего членства в СРО операторов по приему платежей (при наличии СРО операторов по приему платежей);
• внесение Банком России сведений о юрлице как об операторе по приему платежей в реестр операторов по приему платежей (при наличии СРО операторов по приему платежей).
СРО операторов по приему платежей обязана:
• контролировать соблюдение операторами по приему платежей, являющимися ее членами, установленных требований (за исключением требований по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (счета), по использованию специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей, а также по использованию при приеме платежей ККТ);
• применять меры за несоблюдение установленных требований, соответствующие требованиям, установленным Банком России.
Оператор по приему платежей обязан доводить до сведения СРО операторов по приему платежей, членом которой он является, информацию о применении Банком России в его отношении мер, а также о направлении Банком России предписаний.
Прием платежей физлиц оператором, не являющимся членом СРО, с 01.10.2025 допускается только в случаях, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 2 ст. 4.1 закона № 103-ФЗ, в течение установленного срока (ч. 11 ст. 6 закона № 298-ФЗ).
Оператор вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, не требующих идентификации, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре. Деятельность по приему платежей без указанного договора запрещена (ч. 1, 7, 11 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
Оператор по приему платежей обязан вести перечень привлеченных им платежных субагентов, в котором указываются адреса всех мест приема платежей платежными субагентами, а также обеспечивать публичную доступность такого перечня путем его размещения на своем официальном сайте в Интернете или в местах приема платежей (ч. 10 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором договор об осуществлении деятельности по приему платежей физлиц. По его условиям платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков (ч. 8, 9, 11 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
Платежный субагент вправе принимать платежи, не требующие проведения идентификации плательщика, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца в соответствии с требованиями закона № 115-ФЗ. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (ч. 7 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
При приеме платежей платежный субагент обязан использовать ККТ и специальный банковский счет (ч. 11.1, 12, 14, 15 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
Регистрация платежных агентов
Для включения в реестр операторов по приему платежей необходимо направить в Банк России заявление, приложив комплект необходимых документов (если они не представлялись ранее). В частности (Указание Банка России от 30.10.2023 № 6589-У):
1. Учредительный документ компании.
2. Анкету лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), специального должностного лица заявителя, по форме, предусмотренной приложением 2 к указанию № 6589-У. К ней необходимо приложить документ (ы):
• удостоверяющий личность лица (все страницы);
• подтверждающий назначение на должность или избрание в состав органа управления (приказ, распоряжение, протокол (выписка из него);
• об образовании и о квалификации;
• содержащие сведения о трудовой деятельности, включая сведения о трудовой деятельности по совместительству, в течение 5 лет, предшествующих дню представления в Банк России заявления о внесении сведений в реестр;
• подтверждающие соответствие специального должностного лица заявителя квалификационным требованиям, установленным Банком России на основании абз. 13 п. 2 ст. 7 Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Иностранные граждане дополнительно предоставляют документ (ы):
• подтверждающий право на осуществление трудовой деятельности на территории РФ;
• о наличии (отсутствии) у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления, выданные уполномоченным органом иностранного государства — в отношении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа заявителя, члена коллегиального исполнительного органа заявителя, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства;
• документы о наличии (отсутствии) у лица неснятой или непогашенной судимости за преступление в сфере экономики или преступление против государственной власти, выданные уполномоченным органом иностранного государства, — в отношении специального должностного лица заявителя, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства;
• о наличии (отсутствии) у лица дисквалификации, выданные уполномоченным органом иностранного государства, — в отношении лица, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства.
3. Анкету лица, осуществляющего функции заместителя единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера, по форме, предусмотренной приложением № 3 к указанию № 6589-У. К ней нужно приложить документ:
• удостоверяющий личность лица (все страницы);
• подтверждающий назначение на должность.
4. Анкету физлица, являющегося акционером (участником) заявителя, лицом, осуществляющим контроль в отношении акционера (участника) заявителя, по форме, предусмотренной приложением 4 к указанию № 6589-У. Она составляется в отношении каждого физлица, являющегося акционером (участником) заявителя, владеющим более 10 процентами акций (долей) заявителя, акционером (участником) заявителя, владеющим 10 и менее процентами акций (долей) заявителя и входящим в состав группы лиц, владеющей более 10 процентами акций (долей) заявителя. К ней прикладывают документ (ы):
• удостоверяющий личность лица (все страницы);
• содержащие сведения о трудовой деятельности, включая сведения о трудовой деятельности по совместительству, в течение 5 лет, предшествующих дню представления в Банк России заявления о внесении сведений в реестр;
• о наличии (отсутствии) у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления, выданные уполномоченным органом иностранного государства — в отношении лица, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства;
• о наличии (отсутствии) у лица дисквалификации, выданные уполномоченным органом иностранного государства, — в отношении лица, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства.
5. Анкету юридического лица, являющегося акционером (участником) заявителя, лицом, осуществляющим контроль в отношении акционера (участника) заявителя, по форме, предусмотренной приложением № 5 к указанию № 6589-У. К ней прикладывают документы в отношении физлица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа такого юрлица:
• удостоверяющий личность лица (все страницы);
• содержащие сведения о трудовой деятельности, включая сведения о трудовой деятельности по совместительству, в течение 5 лет, предшествующих дню представления в Банк России заявления о внесении сведений в реестр;
• о наличии (отсутствии) у лица неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления, выданные уполномоченным органом иностранного государства, — в отношении лица, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства;
• о наличии (отсутствии) у лица дисквалификации, выданные уполномоченным органом иностранного государства, — в отношении лица, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории иностранного государства;
6) содержащий сведения об акционерах (участниках) заявителя и лицах, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников) заявителя, по форме, предусмотренной приложением № 6 к указанию № 6589-У. К нему должна быть приложена схема взаимосвязей между указанными лицами и заявителем, составленная в соответствии с приложением № 11 к Положению Банка России от 26.12.2017 № 622-П.
Заявление и другие документы представляют в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя. Анкеты должны быть собственноручно подписаны лицами, в отношении которых они составлены.
Заявление рассматривается в срок, не превышающий 30 рабочих дней. В случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в заявлении, информации, имеющейся в распоряжении Банка России, последний направляет запрос о представлении необходимых документов.
Заявитель должен представить документы, указанные в запросе, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Решение Банка России о внесении сведений в реестр оформляется в виде уведомления и направляется заявителю одновременно с выпиской из реестра.
Решение об отказе во внесении сведений в реестр оформляется в виде уведомления, содержащего мотивированное обоснование такого отказа.
Права и обязанности оператора по приему платежей возникают с момента внесения информации о лице в реестр.
Применение ККТ платежными агентами
ККТ, включенная в реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ).
Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику (ч. 12 ст. 4 закона № 103-ФЗ).
Обязанность платежного агента по применению ККТ не является сервисной услугой, предоставляемой поставщику товаров, работ, услуг, а является обязанностью такого агента (письмо ФНС РФ от 06.09.2023 № АБ-4-20/11334@).
Платежные агенты применяют ККТ при осуществлении расчетов на общих условиях с иными организациями и ИП с учетом следующих особенностей:
• при регистрации кассы в ФНС в заявлении о регистрации (перерегистрации) ККТ должны быть указаны сведения о применении кассовой техники при осуществлении деятельности платежного агента (субагента) (абз. 13 п. 2 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ);
• выдаваемый платежным агентом кассовый чек содержит дополнительные обязательные реквизиты (п. 3 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ).
Прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. Кассовый чек должен соответствовать требованиям законодательства РФ (ч. 1 и 2 ст. 5 закона № 103-ФЗ).
Платежные агенты при формировании кассовых чеков обязаны соблюдать требования Приказа ФНС РФ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@ в отношении реквизитного состава кассовых чеков, формируемых при осуществлении расчетов, в том числе реквизитов (письмо ФНС РФ от 06.09.2023 № АБ-4-20/11334@):
• «признак агента» (тег 1057);
• «признак агента по предмету расчета» (тег 1222);
• «признак предмета расчета» (тег 1212);
• «признак способа расчета» (тег 1214);
• «данные поставщика» (тег 1224);
• «ИНН поставщика» (тег 1226);
• «сведения о покупателе (клиенте)» (тег 1256).
В случае приема платежей в момент произведения расчета за товары (работы, услуги) формирование кассового чека с заполненными реквизитами «Наименование предмета расчета», «Цена за единицу предмета расчета с учетом скидок и наценок», «Стоимость предмета расчета с учетом скидок и наценок» является обязательным. Указание только общей суммы не допускается (письмо ФНС РФ от 12.08.2021 № КВ-4-20/11369).
Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом или платежным субагентом наряду с реквизитами, указанными в п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ, должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 3 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ):
• размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком платежному агенту или платежному субагенту в случае его взимания;
• номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежей платежным субагентом.
При этом кассовый чек может не содержать обязательные реквизиты о ставке и размере НДС.
НДС платежного агента
Платежный агент не оказывает самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств. Наличные денежные средства, полученные от физлиц, платежный агент зачисляет на свой специальный счет, а затем перечисляет на счет поставщика и передает ему информацию о принятых в его пользу платежах (ч. 6.1, 14, 15, пп. 1, 3 ч. 16 ст. 4 закона № 103-ФЗ, письмо ФНС РФ от 11.10.2023 № АБ-4-20/13020). Расчеты с плательщиками с использованием банковских карт платежный агент осуществлять не вправе. Следовательно, услуги платежного агента не относятся к услугам, освобождаемым от обложения НДС на основании пп. 4 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поэтому такие услуги облагаются НДС в обычном порядке:
• как вознаграждение посредника, если плату за услуги платежный агент получает от поставщика;
• как операции по реализации услуг, если плату за услуги платежный агент получает от плательщиков — физических лиц.
Вы можете оставить первый комментарий