Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия
Наша статья посвящена стартапам. Расскажем что это такое, где черпать идеи для создания бизнеса, как искать финансирование для своих начинаний.
В российском законодательстве отсутствует понятие «стартап». На практике под ним могут понимать компанию или проект, которые:
• были созданы недавно;
• имеют цель – получение прибыли.
Также под стартапом могут понимать временную структуру, которая нуждается в инвестициях для реализации бизнес-идеи в готовый уникальный продукт, а также выхода на рынок и трансформации в полноценный бизнес.
Можно выделить пять критериев стартапа:
• новизна – наличие идеи или разработки, ранее не существовавшей, и возможности ее реализации;
• наличие интеллектуальной составляющей, то есть идея или разработка должна иметь способность к регистрации в качестве результата интеллектуальной деятельности согласно ст. 1225 ГК РФ;
• реализация недавно созданной компанией;
• привлечение инвестиций, что подтверждает эффективность выбранной идеи, предполагает быстрый рост компании и возврат инвесторам их вложений с учетом прибыли;
• отнесение к субъектам малого (среднего) предпринимательства на начальном этапе развития. Государство оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, что дает возможность стабильно развиваться компании, которая со временем может вырасти в крупную фирму.
Общероссийский реестр стартапов отсутствует. Однако ожидается, что в ближайшее время появятся региональные реестры IТ-стартапов, сотрудники которых смогут рассчитывать на отсрочку от частичной мобилизации.
Приведем несколько примеров удачных российских стартапов:
• InDriver – стартап из Якутии, где жители боролись с ценовой монополией местных таксистов. Они создали группу в социальной сети, с помощью которой водители за вменяемые деньги подвозили горожан. Через 6 лет сервис захватил 120 городов, а в 2021 году капитализация InDriver превысила 1 млрд долларов;
• «Делимобиль» — каршеринговый сервис. В 2021 году он привлек инвестиций на сумму 75 млн долларов;
• Hoversurf – компания, занимающаяся разработкой летающего транспорта. Она известна по проекту ховербайка – летающего мотоцикла, который компания впервые представила на конференции Startup Village 2016 в Сколкове. С тех пор Hoversurf привлекла $ 2,4 млн инвестиций, разработала прототип аэротакси и заключила партнерства с полицией Дубая и Yamaha. Ее продукцию планируют использовать Сбербанк и МЧС России;
• EatMe – приложение, которое позволяет кафе, пекарням и ресторанам распродавать остатки еды, вместо того чтобы их утилизировать. Сегодня работает в 8 городах и сотрудничает с около 500 кафе и ресторанов;
• Ecwid – конструктор сайтов, который позволяет быстро создавать интернет-магазины без навыков программирования. Сервис ориентирован на малый и средний бизнес, бесплатен для магазинов с ограниченным числом товаров. На данный момент количество пользователей сервиса составляет 1,5 млн человек.
Работа в стартапе дает участникам команды возможность:
• прокачать свои профессиональные навыки и личностные качества, так как из-за малочисленности команды каждый из участников выполняет разнообразные функции. Кроме того, такая работа требует быстрого принятия решений в нашей непростой изменчивой экономической ситуации, чтобы компания выжила на ранних этапах своего развития;
• получить свою долю в бизнесе. Становясь частью команды на начальном этапе развития компании, сотрудники, как правило, получают определенный пакет акций (долю в уставном капитале) либо перспективу их получения в случае успешной реализации проекта;
• работать в дружественной обстановке. Для стартапов характерно наличие свободы в приятии решений. Главное – получить результат. В таких компаниях, как правило, отсутствует дресс-код и жесткий контроль со стороны руководства. В них не проводят многоступенчатые собеседования и при поиске кандидата опираются на личностные качества претендента. Главное, чтобы «глаза горели».
Идеи для стартапов возникают по-разному. Вот несколько вариантов:
• путешествовать и перенимать опыт. Идеи успешного бизнеса можно привести из другой страны. Возможно, они еще не реализованы у нас и могут «выстрелить»;
• решить свою проблему или трудности близких людей. Придумать решение, которого еще нет на рынке, но которое позволит облегчить жизнь;
• найти слабую точку. Если понять, где другие люди теряют свои деньги и время, то можно придумать, как такие ресурсы можно сэкономить;
• улучшить существующее. Особенно удачным путем станет работа с теми товарами и услугами, которые сейчас вызывают негатив из-за недоработанного интерфейса или по другим причинам;
• связать несвязанное. По такому принципу работают, например, стартапы, которые нашли удачное сочетание дешевых товаров и услуг и состоятельных заказчиков, которым такие товары и услуги нужны;
• копировать с улучшениями. Как показывает практика, удачная копия может развиться в самостоятельную компанию и не ассоциироваться с предшественником.
После того как идея была реализована и есть вероятность того, что она станет востребованной, необходимо определиться с формой ведения бизнеса. В РФ – выбор небольшой:
• создание юрлица;
• открытие ИП;
• самозанятость.
Самозанятость проста в открытии. Однако она подразумевает работу себя на себя. Запрещено нанимать сотрудников, годовая выручка самозанятого ограничена 2,4 млн рублей(ч. 2 ст. 4 Закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Поэтому, думается, данная форма ведения бизнеса для стартапа не подойдет.
Открыть ИП проще, чем юрлицо. По общему правилу для этого потребуются только паспорт, заявление о госрегистрации и уплата госпошлины в размере 800 руб. (пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, п. 1 ст. 22.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Предприниматель может не вести бухгалтерский учет и не составлять бухотчетность (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Он имеет право использовать заработанные деньги в личных целях.
Однако, как мы говорили выше, привлечение инвестиций – одна из характерных черт стартапа. С этим у ИП могут возникнуть проблемы. Он не может выделить долю в бизнесе, организовать корпоративное управление, когда инвесторы могут участвовать в принятии решений и разделе прибыли. Также ИП с трудом может продать свой бизнес.
Для этого потребуется:
• оформить куплю-продажу активов (недвижимости, оборудования);
• перевести на покупателя права требования и долги предпринимателя;
• переоформить действующие договоры на покупателя бизнеса, например, договоры аренды офиса, складских помещений и так далее;
• решить вопрос с сотрудниками.
Также для ведения бизнеса можно открыть юрлицо в форме ООО или АО. Это даст возможность:
• привлекать инвестиции (выделить доли в уставном капитале ООО или акции – в АО);
• сформировать органы управления, с помощью которых инвесторы смогут назначать директора компании, принимать важные для общества решения;
• продать бизнес или долю в нем путем реализации акций или доли в уставном капитале ООО.
АО – более дорогая форма ведения предпринимательской деятельности, в частности, потому что для ведения реестра акционеров потребуется заключить договор со специализированной организацией (п. 2 ст. 149 ГК РФ, п. 1 ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ).
С другой стороны в отличие от ООО акционерные общества могут получить статус публичного общества и привлекать денежные средства через публичную продажу своих акций (п. 2 ст. 7, ст. 7.1 Закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ).
Юрлицо сложнее открыть, чем ИП, кроме того, придется вести налоговый и бухгалтерский учет. Ведение бухотчетности упрощенным способом предусмотрено только для ООО – субъектов малого предпринимательства (ч. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ). Юрлицо можно закрыть, только проведя ликвидацию. При нехватке денежных средств на погашение долгов потребуется пройти процедуру банкротства.
Существует несколько распространенных вариантов финансирования стартапа.
1. Денежные средства родственников и друзей. Причины вложения ими средств могут быть различными: поверили в идею или просто решили поддержать. При использовании этого способа есть риск испортить отношения с близкими людьми, если проект «не выстрелит».
2. Краудфандинг, то есть «с миру по нитке». Суть этого способа заключается в том, что проект финансируется за счет большого числа мелких инвесторов, которые заинтересованы в продукте. В качестве вознаграждения за вложенные средства инвесторы получают бонусы в виде готового продукта, процента от будущей прибыли и так далее. В последние годы краудфандинг набирает обороты в России. Появляются различные профессиональные площадки, которые позволяют разместить описание стартапа и организовать сбор средств. Примером может служить платформа «Планета.ру».
3. Бизнес-ангелы – частные инвесторы, вкладывающие в стартапы личные деньги. Как правило, это происходит на ранних стадиях проекта. Помимо денежной помощи бизнес-ангелы помогают начинающему бизнесмену развивать проект, передают полезные контакты и управленческие навыки. Инвесторы берут долю в проекте – от 10 до 30 процентов. В Интернете есть рейтинг российских бизнес-ангелов. Многие из них имеют свои сайты, электронную почту, достаточно открыты для контакта с талантливыми изобретателями: связаться с ними не составит труда. Эти частные инвесторы охотно посещают тематические мероприятия, форумы и специализированные выставки. Также можно оставлять свои предложения на открытых интернет-площадках AskCap, StartUpStep, RusBase: их периодически просматривают влиятельные бизнес-ангелы России или их агенты.
4. Венчурные фонды. Они предоставляют финансирование молодым компаниям в обмен на долю в них. Список таких фондов можно найти в Сети. Как правило, фонды интересуют сложившиеся сильные команды, большой рынок и потенциал для быстрого роста капитализации проекта.
5. Акселераторы. Некоторые венчурные фонды предлагают начинающим бизнесменам образовательную программу, а также консалтинговую, маркетинговую и юридическую поддержку. Акселератор выкупает долю бизнеса стартапа и продает ее в последующем. Примером может служить фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), поддерживающий проекты в сфере IТ.
6. Гранты и конкурсы. Как правило, гранты направлены на ускорение развития отдельных отраслей экономики. Для того чтобы получить деньги, нужно победить в конкурсе. А в дальнейшем – четко следовать программе использования полученного финансирования. В этом случае не нужно отдавать ни долю в компании, ни гранты, ни проценты за пользование средствами. Существуют гранты государственные, гранты крупных коммерческих компаний или больших венчурных фондов.
7. Заем денежных средств. В последнее время становится популярным финансировать стартапы через инвестиционный заем. Суть состоит в том, что инвестор дает в долг начинающему бизнесмену, а тот возвращает его из полученной прибыли. Затем стартап развивается до определенного уровня, после чего инвестор получает долю в нем. Договор инвестиционного займа отдельно законодательством не урегулирован. При составлении документа руководствуются положениями ГК РФ о займе.
Существуют и другие варианты финансирования своего стартапа. Мы же привели наиболее часто встречающиеся.
Выделяют следующие основные этапы развития стартапа.
1. Разработка. На этой стадии появляется минимально жизнеспособный продукт (MVP). Он тестируется на клиентах, которые дают обратную связь. Выручка на этом этапе отсутствует или она минимальная. Компания неустойчива, поэтому инвестиции в стартап на этом этапе – рискованные.
2. Ранний этап. На нем оптимизируют продукт в попытке создать версию, способную вызвать у покупателя чувство удовлетворения. Появляются клиенты, начинает расти выручка. Отлаживаются бизнес-процессы. Однако бизнес по-прежнему нестабилен.
3. Расширение. Главная задача этого этапа – как можно быстрее захватить существенную долю рынка. Показатели компании стабильно растут, компания становится привлекательной для крупных инвесторов.
4. Поздний этап. На этом этапе стартап представляет собой зрелую компанию. Клиентская база расширяется, выручка – растет. Будущее стартапа прогнозируемо, что минимизирует риск инвестиций.
Как мы говорили в начале нашей статьи, один из критериев стартапа – отнесение к субъектам малого (среднего) предпринимательства на начальном этапе развития. Государство оказывает поддержку таким субъектам. Принципы получения помощи приведены в ст. 14 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Нужно учесть, что на поддержку не могут рассчитывать субъекты малого бизнеса, являющиеся кредитными и страховыми компаниями, фирмы, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса и так далее.
Чтобы получить господдержку, необходимо следующее.
1. Оформить идею в виде бизнес-плана с описанием продукта.
2. Выбрать фонд, программу, изучить требования, оценить сумму поддержки. Можно воспользоваться навигатором на сайте Минпромторга РФ, ответив на вопросы тестирования.
3. Подать заявку (обычно в электронном виде), ответить на дополнительные вопросы.
4. Публично защитить проект перед экспертами.
Обращаясь за господдержкой, нужно быть готовым к регулярному предоставлению отчетов, в том числе о целевом расходовании выделенных средств.
В качестве примера приведем грант цифровым проектам-стартапам, размещенный на сайте Минцифры России.
Подать заявку могли как молодые, так и уже имеющие успешный опыт разработки компании, а также физические лица. Полученные средства разрешено использовать на зарплаты сотрудникам, материалы, сырье, комплектующие.
Критерии отбора IT-компаний приведены в приложении № 2 к положению о конкурсе. Это, в частности, новизна разработки, перспектива внедрения полученного продукта, перспективность коммерческой реализации продукта.
Заявки на конкурс «Старт-1» принимались с 1 апреля по 30 мая 2022 года. Всего на конкурс поступило 1 518 заявок из 77 субъектов России на общую сумму 5,8 млрд рублей. По итогам конкурса к финансированию рекомендована 81 заявка на сумму 316,8 млн рублей. То есть одобрено чуть более 5 процентов заявок.
На участие конкурсе «Старт-2» заявки принимались с 15 июня по 22 августа 2022 года. Поступило 47 заявок. Из них рекомендованы к финансированию 15 на сумму 115 млн рублей, то есть одобрено было почти 32 процента заявок. Таким образом, вполне реально выиграть конкурс и получить поддержку.
Вы можете оставить первый комментарий