Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Построение бизнеса на основе франшизы сейчас очень востребованно. Несмотря на введенные против нашего государства санкции и уход из России многих зарубежных брендов, некоторые их точки продолжили работу как раз потому, что они работают на основе франшизы. Но это слово знакомо не только тем, кто хочет развить свое дело, особое значение у него есть и в страховании. Что входит в данное понятие и как оно соотносится с термином «франчайзинг», как приобрести франшизу и как работает этот инструмент – вы узнаете из нашей статьи.
Франшиза в страховании — это часть ущерба, которая не возмещается страховой компанией. Ее устанавливают в фиксированном размере или в процентах от страховой суммы. Выгода заключения договора страхования с франшизой в том, что чем больше франшиза, тем меньше плата за страхование. А риск в том, что при наступлении страхового случая убытки на сумму франшизы страховая компания не возместит.
Франшизу часто применяют в КАСКО, при добровольной форме страхования собственником автомобиля своего имущества.
Но также франшиза – это объект договора коммерческой концессии – франчайзинга. По такому договору лицо, которое обладает комплексом исключительных прав на товарный знак, коммерческое обозначение, ноу-хау, предоставляет его другому лицу за плату для использования в бизнесе. В торговле это означает приобретение права на реализацию изделий популярной торговой марки. Предоставление права использования нужно зарегистрировать в Роспатенте. Эти отношения регулирует глава 54 ГК РФ и нормы раздела VII ГК РФ о лицензионном договоре.
Франчайзинг необходимо отличать от концессионных соглашений. Это совершенно другие отношения с отдельным регулированием, цель которых – создание или реконструкция государственной или муниципальной недвижимости.
За последние годы франчайзинг в качестве формы ведения коммерческой деятельности набирает обороты: начинающие предприниматели охотно открывают магазины, кафе, булочные по отработанной схеме, приобретая франшизу. ГК РФ не содержит понятия «франчайзинг». Однако в судебной практике данный термин часто используются как синоним понятия «коммерческая концессия».
Иногда термин «франчайзинг» встречается в судебных актах как синоним понятия «франшиза». В ГК РФ также нет понятия «франшиза». Это слово происходит от французского слова franchise, означающего льготу или привилегию. Но чаще эти определения все-таки различаются, поскольку у франшизы в договоре коммерческой концессии имеется собственное значение. Под ней обычно понимают комплекс исключительных прав, возможность использовать которых одна сторона договора коммерческой концессии — правообладатель за плату передает другой стороне — пользователю.
Термины часто используют в договорах, при наименовании сторон франшизодателем или франчайзером и франшизополучателем или франчайзи. Использование в соглашениях подобных терминов допускается и принимается судебными органами.
Интересное определение франшизы дает Федеральная антимонопольная служба. В одном из своих решений она характеризует франшизу как комплекс благ, который позволяет пользоваться брендом, авторскими разработками, моделью бизнеса франчайзера (Решение ФАС России от 30.03.2018 по делу № 1-14-116/00-08-17).
То есть понятие франшизы может быть широким и включать в себя не только комплекс имущественных прав, но и те блага, которые не охраняются законодательством об интеллектуальной собственности. В том числе консультации правообладателя о том, как вести бизнес.
Деятельность, которую предполагает франчайзинг, при всех ее преимуществах несет и множество рисков. Этот инструмент выступает как своеобразное «кредитное плечо»: он помогает в раскрутке предпринимательской деятельности, но и одновременно становится дополнительным бременем, когда что-то начинает идти не по задуманному сценарию. О противоречивости данного инструмента говорит и обширная судебная практика: суды регулярно рассматривают споры между правообладателями-франчайзерами и пользователями-франчайзи.
Для того чтобы расширить свою коммерческую деятельность или развить бизнес в другом регионе, крупные компании-правообладатели в качестве франчайзеров продают представителям мелкого и среднего бизнеса возможность реализовать товары или услуги этих крупных компаний. На практике это может выглядеть так. Существует широко известное кафе, которое принадлежит популярному бренду. Это может быть даже всемирно известная компания. Если собственник кафе захочет, чтобы его бизнес развивался в соседнем регионе, а в случае с мировым брендом – это может быть и соседняя страна, он предлагает работающему в том регионе мелкому бизнесмену на определенных условиях купить право разместить кафе от имени компании, владеющей брендом. При этом мелкий бизнесмен получит не только готовый бизнес-план, но и инструкции по ведению коммерческой деятельности: как работать с посетителями, нанимать и обучать официантов, баристу и так далее. Не исключено, что крупная компания поможет и с подбором помещения, в котором лучше всего будет оборудовать кафе.
От франшизы должны получить выгоду обе стороны: и правообладатель-франчайзер – владелец крупного бренда, и представитель мелкого или среднего бизнеса – франчайзи. Крупная компания окажется в выигрыше, поскольку успешно расширит свой бизнес и увеличит объем производства продукции или количество клиентов, приобретающих услуги. Коммерсант, который будет пользоваться правами, получает возможность начать успешный бизнес, не вкладывая в него большие средства, поскольку не потребуется раскрутка бренда, его и так все уже знают, а рекламой будет заниматься непосредственно франчайзер.
Кроме возможности использовать бренд правообладателя, франчайзи пользуется его поддержкой, может применять его знания и даже в некотором смысле использует его авторит. При таких исходных данных большинство компаний, начинающих работать по франшизе, могут добиться хороших результатов в коммерческом процессе. Но нельзя забывать и про риски, о которых мы говорили в предыдущем разделе.
Франчайзер помимо расширения своего бизнеса может получать от франчайзи денежное вознаграждение. Оно состоит из паушального взноса при покупке франшизы и регулярной выплаты – роялти. Условия выплаты роялти регулируются франчайзинговым договором. Как правило, это ежемесячный платеж — своего рода арендная плата за возможность использования раскрученного бренда, размер которого составляет 5–10 процентов от оборота.
В страховании франшиза может быть следующих видов (п. 9 ст. 10 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»):
- условная, при которой страховая компания освобождается от возмещения убытка, если его размер не превышает размер франшизы, однако возмещает его полностью в случае, если размер убытка превышает размер франшизы;
- безусловная, при которой размер страховой выплаты определяется как разница между размером убытка и размером франшизы.
Договором страхования могут быть предусмотрены иные виды франшизы. Так, в договоре может быть определен размер страхового возмещения, когда ущерб составит меньше условной франшизы. К примеру, условная франшиза составляет 25 тыс. рублей. Если ущерб составит 23 тыс. рублей, то страховая компания не обязана платить возмещение.
Единой классификации франшиз в бизнесе не существует. Но можно выделить несколько основных категорий.
Как и коммерческая деятельность в целом, франшиза может быть производственная, товарная, сервисная. То есть это возможность вести бизнес правообладателя в сфере производства товаров, их реализации или оказания услуг.
По территориальному признаку франшизы делятся на исключительную, неисключительную и мастер-франшизу. В первом случае лишь один франчайзи работает на данной территории согласно договору, во втором случае множество франчайзи имеют такое право в границах одной территории. При мастер-франшизе фактически приобретаются права франчайзора на определенной территории и возможность продавать права пользования брендом другим бизнесменам.
Обратная франшиза предоставляет возможность франчайзи брать у правообладателя-франчайзера товар и продавать его, чтобы получить прибыль в виде процента от оборота. Такой подход снижает расходы на закупку товаров для открытия магазина.
Мягкая франшиза позволяет франчайзи внести только половину стоимости франшизы или не платить ее вовсе. При этом он обязуется взять на себя все текущие расходы.
Франшиза подходит не каждому коммерсанту, поскольку подразумевает контроль со стороны компании-правообладателя. Есть бизнесмены, которые предпочитают самостоятельно принимать все решения. Кроме того, для открытия такого бизнеса будущий франчайзи должен обладать достаточным собственным или привлеченным, в частности, в виде кредита капиталом.
Помимо заявленной франчайзером суммы вложений, необходимо иметь дополнительные финансы в качестве подушки безопасности. Любой бизнес имеет период становления и развития и не начнет приносить прибыль с первого дня.
Затем потребуется выбрать сферу будущей деятельности. Кто-то возьмется за то, что будет ему наиболее близко и понятно. А кто-то будет строить бизнес на том, что больше всего соответствует текущему спросу на товары или услуги, либо найдет пока не занятую нишу, где нет высокой конкуренции.
Предложений от правообладателей много, их можно найти через интернет-поисковики, каталоги франшиз и даже соцсети. Они бывают в самых разных сферах бизнеса: от кафе до ювелирных магазинов. Кафе «Додо Пицца», лаборатория «Гемотест», ювелирный магазин «Адамас», магазин «220 вольт» — все это тоже франшизы, не говоря о более очевидных примерах вроде «Бургер Кинг». В основе каждого такого предложения лежит бренд, прочно закрепившийся на рынке.
Когда обнаружится понравившаяся франшиза, то наступит черед ее проверки и проверки своего возможного партнера. Стоит внимательно изучить предлагаемую бизнес-модель, подставив в нее собственные параметры: численность населения в регионе, ставку аренды, уровень заработных плат и другие затратные показатели.
Кроме того, потребуется проверить юридическую чистоту сделки, регистрацию товарного знака, количество партнеров у франшизы, наличие судебных конфликтов и исполнительных производств у правообладателя. Для этого можно использовать открытые источники: базу исполнительных производств, сайт Роспатента, базу арбитражных дел и так далее.
Чем популярнее бренд и отлаженнее технологии, тем дороже будет стоить франшиза. Ведь вместе с известной торговой маркой франчайзи получит доступ к секретам производства и уже заработанную любовь клиентов.
Хотя не всегда известность франшизы — показатель ее успешности. Даже если бренд на слуху, компания может быть убыточной, а качество ее товаров и услуг оставляет желать лучшего.
Нужно знать критерии, которые позволят отличить хорошее предложение от посредственного:
- у правообладателя имеются четкие стандарты качества. Благодаря этому качество обслуживания будет высоким в любой открытой точке, а товар не разочарует своих покупателей;
- франчайзер открывает собственные точки, но разница между «родной» точкой и открытой по франшизе неощутима – «родные» точки задают уровень, а другим приходится ему соответствовать;
- у франшизодателя должен иметься стаж работы не менее двух–трех лет. Чтобы выстроить коммерческие процессы для успешного развития дела по франчайзинговой модели, требуется время.
Когда потенциальный франчайзер выбран, придется позаботиться о месте для работы. Нужно будет подобрать подходящее помещение в торговом центре или в отдельно стоящем здании, офис в бизнес-центре с удобными подъездными путями и необходимым трафиком – эти нюансы зависят от выбранной сферы деятельности. Хороший правообладатель должен участвовать в оценке помещения, поскольку именно он знает, какое расположение необходимо для успешного развития бизнеса, а какое может привести к краху на самых ранних этапах.
В результате всех перечисленных действий, если у потенциального франчайзи не остается сомнений, заключается договор франчайзинга в письменной форме. Затем последует регистрация договора в Роспатенте.
Оплату в рамках франчайзинговых отношений необходимо производить безналичными платежами. Только так франчайзи сможет доказать факт оплаты в случае возникновения конфликта и передачи спора в суд.
Вы можете оставить первый комментарий