Над статьей работали:
Автор: Матигин Андрей
Нередки ситуации, когда бывшего директора или учредителя компании вызывают на допрос в налоговую инспекцию. У вызываемых возникают сомнения: зачем приходить, если в организации уже новое руководство? Чем грозит неявка?
Вызов бывшего директора на допрос в налоговую инспекцию – это законная возможность ИФНС получить сведения о компании, которой он руководил. Явка на очную встречу с инспекторами обязательна. О порядке проведения допроса расскажем подробнее.
Налоговая проверка – это комплекс мероприятий ИФНС, направленных на осуществление контроля за корректностью расчетов, своевременностью и полнотой уплаты фискальных платежей. Надзорная работа инспекций направлена на предотвращение злоупотреблений налогоплательщиками своими правами. Законодательно предусмотрено несколько видов проверок: камеральная, выездная, встречная.
Камеральная проверка – это контроль представляемой налогоплательщиком документации, связанной с перечислением налогов в бюджет, а также дополнительных документов, запрашиваемых в рамках взаимодействия с другими государственными и муниципальными органами власти. Камеральные проверки осуществляются налоговыми инспекторами без согласования руководителей. Обычный срок проведения этого вида контроля – три месяца с момента представления декларации и других документов.
Выездная налоговая проверка – это государственный контроль любых бухгалтерских документов, регистров, отчетности компаний и предпринимателей. В отличие от камеральной выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, она включает не только проверку документальных сведений, но и дополнительные мероприятия – инвентаризацию, осмотр, допрос, выемку.
Встречная проверка – это оценка достоверности данных об одной или нескольких сделках со стороны всех участников операции. Например, по крупной сделке купли-продажи, которая имеет признаки фиктивности, налоговая инспекция может запросить документы с обеих сторон — покупателя и продавца. Сравнивая полученную информацию, инспекция анализирует законность операции. Если сделка окажется притворной, участников ждет наказание.
Законодательство предусматривает возможность ИФНС проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, которые напрямую не связаны с классическими проверками. Например, инспекторы могут запросить документы, когда хотят получить информацию по сделке, которую они считают сомнительной. При этом истребование документации может не относиться к камеральной или встречной проверке контрагента. В качестве дополнительных контрольных мероприятий ИФНС может, кроме запроса документов, вызвать на допрос свидетеля и провести экспертизу.
Одна из форм проведения налогового контроля и сбора данных при проверках – это опрос свидетелей и получение пояснений при очной встрече с представителями налогоплательщика. Законодательно предусмотрено два варианта: допрос и дача пояснений. Эти формы вызова схожи по процедуре проведения, но отличаются по итоговым документам, а также – возможному наказанию за неявку.
В рамках этих процедур инспектор уточняет расчет налогов, причины накопления задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, уменьшения налоговых обязательств, возникновения убытка или предъявления НДС к возмещению. Дополнительно ИФНС может собирать информацию о взаимоотношениях с контрагентами и финансово-хозяйственной деятельности организации. Цель подобных контрольных мероприятий – получение информации о налогоплательщике от сотрудников, руководителей или контрагентов.
В отличие от документарных проверок в рамках допроса и дачи пояснений инспекторы лично опрашивают свидетелей, задавая любые вопросы, связанные со сделками, которые осуществляются компанией или предпринимателем. Полученные разъяснения проверяющие вправе использовать для дальнейших мероприятий налогового контроля. Важный аспект допросов и дачи пояснений – личное присутствие свидетеля, заменить сотрудника другим лицом (например, адвокатом) нельзя, личное пребывание обязательно.
ИФНС имеет право вызвать на допрос в качестве свидетеля любое физическое лицо, которое, по мнению инспекторов, обладает необходимыми сведениями об операциях и сделках проверяемого налогоплательщика (организации или предпринимателя). ИФНС самостоятельно определяет, кто может владеть необходимой информацией, она не обязана обосновывать свой выбор.
Главные причины вызова директора компании – это занижение облагаемой базы, низкая налоговая нагрузка, несвоевременное перечисление фискальных платежей, искажение отчетности. Инспекция проводит постоянный мониторинг финансовых показателей компании и по факту выявления нарушений может вызвать для дачи показаний и определения причин сложившейся ситуации.
Одна из возможных причин вызова свидетеля – установление реальности фактов хозяйственной деятельности. Например, работников, не связанных с бухгалтерией и управлением компанией, могут вызвать для получения сведений о процессах доставки и отгрузки готовой продукции, уточнения технологических особенностей производства. На основании полученных показаний ИФНС может признать одну или ряд сделок фиктивными с наложением соответствующих штрафных санкций.
Представителя налогоплательщика вызывают для дачи показаний в рамках проведения допроса по местонахождению налоговой инспекции, осуществляющей проверку. Свидетелю направляется повестка. Рекомендуемая форма повестки направлена письмом ФНС РФ от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@. Обязательные реквизиты документа:
- Ф.И.О. и адрес регистрации гражданина;
- наименование, адрес ИФНС;
- дата, время проведения допроса;
- мероприятия налогового контроля, из-за которого возникла необходимость в допросе свидетеля.
Дополнительно в повестке указывают тип налоговой проверки и сведения о налогоплательщике, касательно которого проводятся проверочные мероприятия. Эти данные являются необязательными: если их нет в повестке, она не теряет юридической силы – явка по ней остается обязательной. Аналогичное правило действует в отношении опечаток и технических недочетов – они не освобождают свидетеля от обязательства явиться в ИФНС.
Повестку направляют по почте в письменной форме. Датой получения считается шестой рабочий день с даты отправки. Альтернативный вариант – отправка через личный кабинет налогоплательщика. В этом случае датой получения будет считаться следующий день после размещения документа. Телефонный звонок или устный вызов на допрос не являются официальными способами вызвать свидетеля.
Свидетель, которого вызвали на допрос, не имеет права заменить себя представителем даже по нотариальной доверенности. Инспекторы не станут допрашивать представителя, а неявившемуся свидетелю грозит ответственность. В то же время гражданин имеет право на любого его сопровождающего: юриста, адвоката, главного бухгалтера. Присутствие компетентного работника и его комментарии должны внести в протокол. Даже если руководитель пришел на допрос не один, на вопросы инспекторов придется отвечать лично.
На допрос можно взять первичные документы — для развернутых ответов с указанием конкретных сведений о сделках. Если инспекторы будут задавать вопросы о других сотрудниках, можно взять копию своих должностных обязанностей и сообщить, что знания о работе других подразделений не входит в трудовые обязанности.
Отказаться от ответа на вопрос можно только в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, свидетель имеет права не давать показания против себя, своего супруга и близких родственниках. В иных случаях отказ от ответа может трактоваться как отказ от дачи показаний, за что предусмотрен штраф. Если сотрудник не владеет достоверными сведениями, он должен сообщить об этом.
При допросе свидетеля инспекторы обязаны вносить все полученные показания в протокол, который составляется на русском языке и должен содержать следующие обязательные сведения:
- номер протокола, дату, место, время проведения допроса;
- сведения об ИФНС, информацию об инспекторе, проводящего допрос;
- данные о свидетеле, включая паспортные данные и место жительства;
- информацию об иных лицах, которые были на допросе;
- свидетельские показания: вопрос налоговой, ответ свидетеля;
- заверенную подписью свидетеля отметку о том, что ему разъяснены его права и обязанности и он предупрежден об ответственности;
- приложения к протоколу (фотографии, видеозаписи).
После окончания допроса свидетель и все присутствующие вправе ознакомиться с протоколом, при необходимости в него вносятся замечания. Время ознакомления с протоколом не ограничено. Если данные в документе верны, необходимо на каждой странице сделать отметку: «С моих слов записано верно» — и поставить подпись. Также документ должны удостоверить все участники допроса. С момента подписания протокола показания могут быть использованы проверяющими.
Копию протокола инспекторы обязаны выдать свидетелю лично под расписку. Если гражданин откажется от копии, сведения об этом обязательно должны быть внесены протокол.
Налоговая инспекция вправе вызывать предпринимателей и должностных лиц компаний для получения устных пояснений в связи с уплатой налогов, проверками и в других случаях, связанных с исполнением налогового законодательства. Вызов для пояснения может касаться любых платежей в бюджет, а также операций налоговых агентов.
Приглашать в инспекцию для получения сведений допускается при проведении камеральной и выездных проверок, вне их рамок и при встречных проверках. Инспекторы вправе уточнять информацию о расчете налогов, сборов, причины появления налоговой задолженности, возникновения убытков или предъявления НДС к возмещению. Дополнительно могут задавать вопросы о взаимоотношениях с контрагентами, об определенных сделках, о финансово-хозяйственной деятельности организации в целом.
Форма уведомления о вызове для дачи пояснений утверждена Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Порядок направления уведомлений в электронном виде по ТКС – в Приказе ФНС РФ от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@. В документе в обязательном порядке должны быть указаны:
- информация о налогоплательщике, которого вызывают в ИФНС;
- сведения о налоговой инспекции, в которую необходимо явиться;
- дата и время либо приемные дни, когда представитель налогоплательщика должен прийти;
- основания для вызова в инспекцию;
- информация о должностном лице, подписавшем уведомление.
Для пояснений в инспекцию может прийти не только директор, но и любой представитель организации, наделенный с помощью доверенности соответствующими полномочиями. Это может быть главный бухгалтер, юрист или иное лицо.
Порядок и форма дачи пояснений законодательно не установлены, допускается устная или письменная формы ответов на вопросы инспекторов. Важно отметить, что заменить явку в инспекцию подачей письменных объяснений невозможно, Налоговый кодекс не содержит правил, допускающих подобную замену. При этом письменные пояснения можно подготовить заранее, перед очной встречей с представителями инспекции.
Формирование протокола при явке для пояснений остается на усмотрение ИФНС, обязательство сформировать этот документ установлена только при вызове налогоплательщика на допрос в рамках камеральной и выездной проверок.
Санкции за неявку в налоговую инспекцию зависит от основания, по которому физическое лицо вызвали. За неявку в инспекцию для дачи пояснений директору и иному должностному лицу, а также индивидуальному предпринимателю грозит административный штраф от 2 до 4 тыс. рублей. Если представитель налогоплательщика явился для пояснений в ИФНС, но отказался давать показания, штрафа не будет.
За неявку на допрос свидетеля штраф составит 1 тыс. рублей, при повторном нарушении – 2 тыс. рублей. Если на допросе отказаться давать показания или сообщить заведомо ложные показания, будет наложен штраф в размере 3 тыс. рублей. За неявку на допрос наказание будет назначаться в соответствии с требованиями налогового законодательства, административная и уголовная ответственность для свидетеля законодательно не предусмотрены.
Если директор или главный бухгалтер проигнорируют вызов, налогоплательщику может быть назначена выездная налоговая проверка.
Дополнительный риски при неявке на допрос – внесение в ЕГРЮЛ отметки о недостоверности сведений о директоре или учредителе юридического лица. Чтобы снять ее, необходимо дать пояснения в налоговую инспекцию. Если ИФНС не удалит отметку о недостоверности, налогоплательщик может обратиться в суд.
Судебная практика складывается в пользу компаний: суды подтверждают, что если ИФНС не провела комплексную проверку сведений об организации, то один лишь факт неявки на вызов не свидетельствует о недостоверности информации о директоре или участнике общества.
Вы можете оставить первый комментарий