Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила
Коммерческие работодатели свободны в определении систем оплаты труда, они должны лишь соблюдать общие принципы в отношении размера и порядка выплаты зарплаты. С бюджетниками дело обстоит иначе. Вводя систему оплаты труда, они должны следовать строгим правилам, установленным государством. При этом зарплата служащих может различаться в зависимости от уровня бюджета и региона.
Бюджетники – это лица, которым выплачивают зарплату из госбюджета. К сотрудникам бюджетных организаций принято относить учителей, медиков, воспитателей, ученых, чиновников, военных. Как видим, перечень этих лиц достаточно разносторонний. Поэтому объединять всех таких людей в одну категорию не совсем корректно. Исходя из этого, бюджетников принято подразделять на две группы:
1) госслужащие – сотрудники государственных органов и учреждений;
2) работники бюджетной сферы – учителя, врачи, воспитатели и т.д.
Между этими двумя категориями бюджетников есть отличие, которое заключается в уровне их материального обеспечения. Оклады госслужащих устанавливаются, как правило, отраслевыми законами. В большинстве случаев размер должностного оклада госслужащего может быть выше, чем у работников бюджетной сферы, поскольку госслужащие получают надбавки за классные чины, звания и ранги.
Система оплаты труда бюджетников включает в себя следующие виды выплат:
– должностные оклады, ставки зарплаты;
– компенсационные выплаты;
– стимулирующие выплаты.
Порядок системы оплаты труда для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений устанавливает кабмин.
Размер окладов или ставок определяет руководитель учреждения:
– казенного – в соответствии с положением об оплате труда, утвержденным учредителем или главным распорядителем бюджетных средств. Например, Минздрав для подведомственных ему структур;
– бюджетного и автономного – в соответствии с установленной ими системой оплаты труда.
Кроме того, при определении систем оплаты труда и объемов финансирования федеральные учреждения дополнительно учитывают:
– Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, которые ежегодно утверждает РТК по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Единые рекомендаций по оплате труда);
– федеральные отраслевые соглашения.
Единые рекомендации по оплате труда, действующие в 2022 году, призвали не допускать снижения уровня зарплаты служащих государственных и муниципальных учреждений, достигнутого в 2021 году.
Чтобы установить должностной оклад сотруднику, учитывают:
– квалификацию работника, сложность, количество, качество и условия выполнения работы;
– профессионально-квалификационные группы (ПКГ), Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), профстандарты;
– федеральный или региональный МРОТ, если учреждение не финансируется из федерального бюджета.
ПКГ составлены по отраслевому признаку. Они выработаны на основе требований к профессиональной подготовке и могут быть структурированы по квалификационным уровням. Поэтому для каждого уровня оклад должен быть установлен исходя из сложности выполняемой работы и уровня квалификационной подготовки.
У служащих с одинаковым квалификационным уровнем профессиональной квалификационной группы или с одинаковой сложностью должны быть одинаковые оклады (пп. «б» п. 30 Единых рекомендаций по оплате труда).
Правительство может установить базовые оклады и ставки зарплаты по ПКГ. В таком случае зарплата должна быть не ниже таких базовых размеров.
Реформировать систему оплаты труда бюджетников государство пытается давно.
Еще в 2012 году был принят ряд указов президента, именуемых «майскими», с помощью которых хотели проиндексировать зарплату бюджетникам. Планировалось, что в результате поэтапных повышений окладов зарплата преподавателей вузов и врачей к 2020 году достигнет не менее 200 процентов от средних зарплат в регионе, а у среднего и младшего медперсонала и соцработников – станет не ниже среднего уровня.
В 2022 году был принят Федеральный закон от 09.11.2020 № 362-ФЗ, которым пытались сократить различия в окладах лиц бюджетной и муниципальной сферы в регионах.
Проблема возникала из-за того, что на федеральном уровне устанавливали оплату труда для федеральных бюджетников, а в регионах или на муниципальном уровне этим вопросом занимались местные чиновники. В результате лица, занимающие одинаковые должности в пределах одного субъекта, получали существенно различающиеся зарплаты.
Поэтому государство решило этот вопрос следующим образом: требования к отраслевым системам оплаты труда будет вводить правительство, а не власти регионов. Благодаря принятым поправкам зарплата бюджетников должна устанавливаться на федеральном уровне и подчиняться единым требованиям, что в конечном итоге приведет к выравниваю базовых окладов.
Перейти на новую систему оплаты труда планировали поэтапно, к 2025 году. Начать пытались с медиков. Выровнять размеры оплаты труда в разных регионах работникам этой сферы планировали в виде эксперимента, проводимого на основании Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 № 847.
Проводить эксперимент намечали в следующих регионах – Республике Саха (Якутия), Белгородской, Курганской, Омской, Оренбургской и Тамбовской областях, в Севастополе.
В ходе эксперимента зарплату медслужащим предлагали рассчитывать по следующим правилам – с учетом коэффициента дифференциации в зависимости от сложности труда, а также коэффициента экономического развития региона. Установление размера региональных коэффициентов, методики расчета, разработку единых перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, порядка и условий их назначения возложили на Кабмин РФ.
При этом предусмотрели, что зарплата медработников во время проведения пилотного проекта не должна быть ниже зарплаты по действующей системе оплаты труда.
Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда в сфере здравоохранения планировали запустить 1 ноября 2021 года, а новые системы оплаты труда медиков – внедрить к ноябрю 2022 года. По его результатам хотели определить единые требования к системе оплаты труда для медработников по всей стране.
Однако в настоящее время эксперимент не проводят. Действие решения кабмина приостановили до 1 января 2025 года (Постановление Правительства РФ от 05.07.2022 № 1205).
Зарплата сотрудника, который отработал за месяц норму времени и выполнил все обязанности, не должна быть меньше предусмотренного государством минимума.
С первого июня 2022 года этот минимум на федеральном уровне установлен в размере 15 279 рублей. До этого с 1 января по 31 мая 2022 года размер федерального МРОТ был 13 890 рублей.
При этом своя минимальная зарплата также может быть в каждом регионе. Ее нужно применять, только если работодатель присоединился к региональному соглашению. К нему работодателя присоединят автоматически, если в течение 30 календарных дней после публикации соглашения он не направил письменный мотивированный отказ в региональное отделение Роструда. В этом случае работодатель должен действовать по региональному соглашению. Если учреждение такой отказ отправило, для расчета зарплаты сотрудников сравнивайте ее с федеральным размером МРОТ.
Как правило, региональная минимальная зарплата превышает федеральный МРОТ. В таком случае при сравнении зарплаты сотрудников с установленным государством минимальным размером зарплаты надо сравнить ее с МРОТ, региональным минимумом и выбрать большую величину.
С МРОТ нужно сравнивать именно оклад, в который не входят надбавки и компенсации, в том числе:
– северные надбавки;
– районные коэффициенты;
– надбавки за совмещение должностей.
Однако минимальный региональный МРОТ не устанавливают для лиц, которые трудятся в финансируемых из бюджета организациях. Это прямо следует из статьи 133.1 Трудового кодекса РФ.
Таким учреждениям надо выплачивать зарплату только с учетом федерального МРОТ.
Особенности условий труда медработников и педагогов заключаются в том, что закон предусматривает для них сокращенную продолжительность рабочего времени:
– для педагогов – не более 36 часов в неделю;
– медработников – не более 39 часов в неделю.
В зависимости от должности или специальности с учетом особенностей труда педагогам или медработникам может быть установлена еще более короткая продолжительность рабочей недели:
– менее 36 часов – педагогам (Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601);
– 36, 33, 30, 24-часовая неделя – врачам (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101).
При этом продолжительность рабочего времени работников может зависеть от результатов СОУТ на их рабочих местах. Так, медицинским работникам, занятым на работах с вредными условиями труда 3-й или 4-й степени или опасными условиями, работодатель обязан установить сокращенное рабочее время – не более 36 часов в неделю.
В рабочее время педагогов в зависимости от занимаемой должности включают:
– учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;
– индивидуальную работу с учащимися;
– научную, творческую, исследовательскую деятельность;
– методическую, подготовительную, организационную, диагностическую работу, ведение мониторинга;
– работу по планам воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий;
– другие виды педагогических работ, предусмотренные должностными обязанностями либо индивидуальным планом.
За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников больше или меньше установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится оплата пропорционально фактически определенному объему педагогической или преподавательской работы.
По продолжительности работы в сутки медорганизации работают по следующему графику:
– круглосуточно. В таком режиме функционируют больницы, клиники, госпитали, станции скорой помощи;
– в течение определенной части суток (ежедневно или с выходными днями). Так работают поликлиники, женские консультации, аптеки, аптечные киоски.
Работа медработников в таких учреждениях производится по сменам.
Медперсоналу, который трудится в учреждениях здравоохранения, оказывающих медпомощь круглосуточно, помимо работы в стационаре могут быть установлены дежурства на дому.
На бюджетников, которые трудятся в педагогических организациях или медучреждениях, распространяются все те же трудовые и социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников коммерческих фирм. Например, оплата по больничным листам, предоставление отпусков, выплаты в связи с увольнением.
Сверхурочная – это работа, которую выполняет сотрудник за пределами установленной для него нормальной продолжительности рабочего времени, а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Продолжительность сверхурочной работы не должна быть более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. То есть максимальная продолжительность сверхурочной работы в день не может превышать 4 часов при условии, что за день до этого сотрудник не оставался на работе после ее окончания и на следующий день задерживаться также не будет.
Чтобы привлечь лицо к сверхурочной работе, администрация издает приказ или дает устное распоряжение задержаться на работе.
Если сотрудник не успел выполнить задание в течение рабочего дня и задержался на работе по собственной инициативе, такой труд не относится к сверхурочной и не оплачивается по ее правилам.
Норма рабочего времени за учетный период должна равняться норме, которую установили для соответствующей категории сотрудников, но не более 40 часов в неделю. Для лиц, которым установлено сокращенное рабочее время, сверхурочной будет работа, которая превышает продолжительность сокращенной недели или смены.
По общему правилу привлекать работников к сверхурочной работе можно эпизодически и в определенных случаях. Помимо этого, закон соблюдает права некоторых категорий работников и запрещает работодателю привлекать их для сверхурочных работ, например, беременных женщин, сотрудников моложе 18 лет.
Вы можете оставить первый комментарий