Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Блокировка счета по закону № 115-ФЗ

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Предпринимателям приходится соблюдать множество требований — вовремя сдавать декларации и платить налоги, получать лицензии, соблюдать требования контролирующих органов. В банковской сфере особое внимание уделяется антиотмывочным требованиям. Если клиент совершит подозрительную с точки зрения банка операцию, это повлечет для него негативные последствия. Далее расскажем о требованиях этого законодательства, которые нужно соблюдать, чтобы в процессе работы не совершать ошибок.

Содержание

  1. Причины блокировки счета по закону № 115-ФЗ
  2. Срок блокировки счета по закону № 115-ФЗ
  3. Последствия блокировки счета по закону № 115-ФЗ
  4. Закрытие счета при блокировке по закону № 115-ФЗ
  5. Как снять блокировку счета по закону № 115-ФЗ

Причины блокировки счета по закону № 115-ФЗ

Банки обязаны соблюдать требования антиотмывочного законодательства, к которому относится Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — закон № 115-ФЗ).

Одна из задач банковского учреждения по этому закону — проверять легальность банковских транзакций клиентов.

В случае выявления нарушений банк обязан принять меры. В их число входит заморозка счета клиента, при котором приостанавливается совершение операций по счету, а  клиент должен объяснить сомнительный перевод и предоставить в банк подтверждающие документы.

Причины, по которым это происходит, связаны с нарушением:

а) законодательства о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ). В этом случае речь идет о совершении транзакций, относимых к подозрительным;
б) НК. В этом случае блокировка счета связана с совершением налогового правонарушения. К примеру, несвоевременно была представлена отчетность в ИФНС.

В статье 6 закона № 115-ФЗ перечислены виды подконтрольных транзакций, которые в первую очередь попадают в разряд сомнительных. Контролируются операции, если суммы, на которую они совершаются, равны 1 млн рублей и более либо равны сумме в инвалюте, эквивалентной 1 млн рублей, и более. В их числе:

1) снятие наличных и их зачисление на счет;
2) покупка или продажа физлицом наличной инвалюты;
3) покупка физлицом ценных бумаг за наличные;
4) внесение физлицом в уставный капитал юрлица наличных денег;
5) зачисление денег на счет или вклад, а также списание денег со счета или вклада юрлица или иностранной структуры, при условии, что:
а) период существования юрлица не более 3 месяцев с момента регистрации или инкорпорации;
б) либо если с момента открытия счета или вклада операций по нему не производилось;
6) зачисление на счет и списание со счета платежей по договору лизинга;
7) зачисление денег на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю, исполнителю по гособоронзаказу;
8) операции по второму и последующим зачислениям средств на отдельные счета в рамках ГОЗ;
9) получение физлицом наличных с платежной карты, которая эмитирована за рубежом.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 1.9 статьи 6 закона № 115-ФЗ в системе ПОД/ФТ введен новый инструмент — гибкий обязательный контроль, при котором устанавливается режим предоставления субъектами сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом с фокусом на риски.

В рамках этого механизма Росфинмониторинг (РФМ) устанавливает вид данной операции, сумму ее совершения, субъектов, которые должны представлять сведения о ней, а также период времени, в течение которого сведения о такой операции подаются для контроля. При этом этот период не может превышать 2 года.

В указанных целях РФМ предусмотрел контроль за операциями:

1) по предоставлению имущества в лизинг физлицу в случае, если по договору это физлицо выступает продавцом имущества — предмета лизинга, а сумма сделки варьируется от 100 тыс. до 1 млн рублей (Приказ Росфинмониторинга от 26.04.2023 № 94);
2) списание денег со счета юрлица или ИП по суммам транзакций от 5 млн рублей и выше, при условии, что:
а) компания или ИП в течение предшествующего совершению данной операции года получали средства с казначейского счета;
б) в ходе этой транзакции деньги переводятся получателю, отнесенного к группе высокой или средней степени риска совершения подозрительных операций (Приказ Росфинмониторинга от 13.03.2023 № 52).

Помимо этих операций, ЦБ установил список подозрительных операций, при выявлении которых кредитное учреждение получает право:

а) не проводить по ним расчеты;
б) заблокировать счет и сообщить в контрольные органы — если клиент начинает систематически осуществлять сомнительные транзакции.

Это следует из пункта 6.3 Положения ЦБ от 02.03.2012 № 375-П, п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ.

Так, внимание банков привлечет, если:

а) совершаются операции, имеющие признаки обналичивания денежных средств — зачисление денег на счет клиента от юрлиц с их последующим перечислением на счет корпоративной карты и дальнейшим снятием через банкоматы;
б) имеются признаки легализации дохода, полученного вследствие уклонения от перечисления обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды — если по счету клиента не осуществлялись операции, связанные с выплатой зарплаты сотрудникам;
в) есть признаки транзитного движения денег, в целях их дальнейшего обналичивания — зачисление денег на счет клиента от юрлиц с последующим частичным их перечислением в короткие промежутки времени на счета иных компаний. При этом по счету клиента отсутствуют платежи, подтверждающие ведение реальной хоздеятельности, в том числе выплаты зарплаты, оплата аренды, связи.

При этом, чтобы заморозить доступ клиента к счету, банку достаточно лишь подозрения в том, что клиент совершает сомнительную сделку.

В то же время банковское учреждение не может произвольно распоряжаться правами, предоставленными ему законом № 115-ФЗ. Использование этих прав не может вступать в противоречие с требованиями ст. 845 ГК РФ.

По ее требованиям банк не вправе произвольно определять и контролировать использование денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Срок блокировки счета по закону № 115-ФЗ

По решению банка счет блокируется на 5 рабочих дней (п. 10 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Начало срока приостановления исчисляется с даты, когда должно быть выполнено распоряжение клиента (ст. 849 ГК РФ, п. 1.1 методических рекомендациях по организации в кредитной организации работы по приостановлению отдельных видов операций с денежными средствами, направленных письмом Банка России от 13.07.2005 № 97-Т).

После этого банк отправляет запрос в РФМ и ждет ответа. Если никаких распоряжений не последует, банк снимет ограничение и проведет транзакцию, которую поставил на паузу. Если нарушение подтвердилось, операцию приостановят на срок до 30 суток, пока проводится детальная проверка (п. 4 информационного письма Росфинмониторинга от 30.07.2018 № 55).

Последствия блокировки счета по закону № 115-ФЗ

После выявления у клиента сомнительных операций банк может:

а) затребовать у клиента документы о проводимой операции, источнике происхождения денег, контрагентах и т. д.;
б) пригласить клиента на рабочую встречу для дачи устных объяснений;
в) организовать выезд к клиенту;
г) принять решение о пересмотре уровня риска клиента;
д) ограничить операции клиента и использование банковских карт.

При этом нужно различать приостановление операций по п. 10 ст. 7 закона № 115-ФЗ и ограничение дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Они не являются тождественными мерами антиотмывочного законодательства.

ДБО является допуслугой банка, условия предоставления или отключения которой определяются исключительно заключенным с клиентом договором. Право банка на блокировку ДБО соответствует условиям договорных отношений с клиентами.

При ограничении ДБО клиент вправе распоряжаться денежными средствами на счете в полном объеме, но только представляя документы в банк на бумаге, а не электронно.

То есть он сможет переводить деньги в целях и в последовательности, предусмотренных ст. 855 Гражданского кодекса:

а) в счет удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов — по исполнительным листам;
б) выплаты выходных пособий — по исполнительным листам;
в) для расчетов по зарплате с сотрудниками, уплаты налогов и сборов;
г) в иных целях — по исполнительным документам;
д) по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Поэтому по общему правилу банки приостанавливают ДБО с клиентом, а не замораживают его счета полностью.

В случае приостановления операций по пункту 10 статьи 7 закона № 115-ФЗ расходные операции по счету не совершаются. В этом случае речь идет о полном запрете осуществления транзакций по счету.

Но такое возможно при достаточных основаниях подозревать причастность юрлица к терроризму. Основанием для блокировки счета послужит такая информация, размещенная на сайте РФМ (ст. 7.4 закона № 115-ФЗ).

Кроме того, выявив подозрительный характер транзакции клиента, банк присваивает ему красный, желтый или зеленый уровень опасности. В зависимости от того, к какой группе относится клиент, банк организует свои отношения с ним.

Самые негативные последствия коснутся клиентов из красной зоны риска — для них запрещены почти все операции. Если такой высокорисковый клиент обратится в банк для открытия счета, он получит отказ.

Данные об уровне риска вовлеченности клиентов в проведение подозрительных операций их клиентов, которые послужат основанием для включения компании или ИП в зону высокого, среднего или низкого уровня риска, банки получают с помощью сервиса ЦБ «Знай своего клиента».

Если информация ЦБ об отнесении клиента к высокой степени риска совершения подозрительных операций совпадает с оценкой банка, то в отношении операций клиента в соответствии с п. 5 ст. 7.7 закона № 115-ФЗ он применяет следующие меры:

а) не проводит операции по списанию средств с банковского счета (вклада, депозита), по уменьшению остатка электронных денежных средств, не осуществляет переводы через СБП, операции по выдачи наличных;
б) не выдает при расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) остаток денег на счете либо не перечисляет его на другой счет такого клиента или на счет третьего лица по указанию такого клиента;
в) прекращает обеспечение возможности использования таким клиентом электронного средства платежа.

При этом действуют исключения. К примеру, у компании и ИП сохраняется возможность платить налоги, взносы, сборы, зарплату сотрудникам, выходные пособия и компенсации (п. 6 ст. 7.7 закона № 115-ФЗ).

Закрытие счета при блокировке по закону № 115-ФЗ

Клиент всегда может расторгнуть договор банковского счета и закрыть расчетный счет. Для этого организация подает в банк письменное заявление по форме, утвержденной банком (п. 1 ст. 859 ГК).

Это возможно даже при наличии решения о блокировке счета как на основании закона № 115-ФЗ, так и решения ИФНС о приостановлении операций по счетам.

Договор прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о его расторжении, если более поздний срок не указан в заявлении.

Если в договоре с банком есть требования, ограничивающие право клиента на его одностороннее расторжение, такие условия квалифицируются как ничтожные (п. 11, п. 13 постановление Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 № 5).

Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее 7 суток после получения соответствующего письменного заявления клиента (п. 3 ст. 859 ГК РФ).

У банка также есть право расстаться с клиентом.

Ему предоставляется право расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении подозрительной операции на основании п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ (п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

При этом на практике при закрытии счета банки взимают с клиента комиссии, размер которых варьируется от 10 до 25 процентов остатка денежных средств.

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна.

Но у клиентов есть шанс отстоять свою правоту в суде.

Арбитры выносят решения в пользу предпринимателей, указывая, что законодательство не предусматривает право банков устанавливать специальное комиссионное вознаграждение в качестве меры противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Установление повышенного размера комиссионного вознаграждения при совершении клиентами отдельных видов операций, в частности, перевода денежных средств в связи с закрытием счета, не может быть следствием применения банком к клиенту мер, предусмотренных законом № 115-ФЗ (постановления Арбитражных судов Московского округа от 06.12.2024 № Ф05-24678/2024, Дальневосточного округа от 14.12.2021 № Ф03-6639/2021, п. 2 обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 25.12.2019).

Как снять блокировку счета по закону № 115-ФЗ

Алгоритм действий для того, чтобы разморозить счет, заблокированный по закону № 115-ФЗ:

а) выяснить причины блокировки расчетного счета по телефону или при личном посещения банка;
б) представить в банк документы, подтверждающие законность операции, или документы, затребованные банком;
в) дождаться от банка ответа. Обращение клиента должны рассматривать не более 7 суток (п. 13.4 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Если клиенту удается убедить обслуживающий банк в своей правоте, он сможет:

а) провести операцию;
б) принять решение о пересмотре уровня риска совершения подозрительных операций, присвоенного клиенту.

В случае если клиенту не удается доказать свою правоту, банк вправе:

а) принять решение о квалификации транзакции в качестве подозрительной и направить соответствующее сообщение в РФМ, но провести операцию;
б) ограничить использование ДБО, включая банковские карты;
в) принять решение об отказе в проведении операции и направить в РФМ соответствующее сообщение.

Если банк сообщил, что счет останется заблокированным, оспаривать это решение можно в МВК во внесудебном порядке (п. 13.5 ст. 7 закона № 115 ФЗ).

Комиссия рассмотрит обращение клиента в течение 20 рабочих дней и при положительном решении пришлет свой вердикт в банковское учреждение.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь