Над статьей работали:
Автор: Безбородов Максим
Налоговые органы вправе приостановить операции по расчетному счету за определенные нарушения, которые предусмотрены законодательством. Кроме того, возможны блокировки со стороны таможни и банков. В нашей статье вы узнаете, каковы основания и порядок приостановки операций по счету, а также способы снять наложенные ограничения.
Приостановить операции по расчетному счету вправе налоговая, таможня или банк. Основные причины для блокировки счета со стороны инспекции следующие:
• несвоевременная оплата налога по требованию;
• задержка подачи налоговой отчетности;
• отсутствие электронного документооборота;
• отказ в отправке квитанции о приеме требования или уведомления.
Важно учесть, что при обнаружении налоговыми органами недостоверных данных в ЕГРЮЛ инспекторы не вправе выносить решение о приостановке движений по расчетному счету. Однако они могут сообщить обслуживающему банку нформацию о выявленных расхождениях.
Сотрудники банка проводят личную проверку сведений об организации. В случае выявления расхождений компанию могут включить в список подозрительных, а затем произвести блокировку счета.
Кроме того, на основании правил внутреннего контроля банк вправе приостанавливать сомнительные и нетиповые операции.
Таможенные органы, в свою очередь, имеют право приостанавливать операции по расчетному счету, если организация не заплатила таможенные платежи, пени, проценты или произвела платежи не в полном объеме.
Постановление о приостановке счета принимает только руководитель подразделения налоговой инспекции или его заместитель — об этом сказано в п. 2 и 3 ст. 76 НК РФ и п. 2 стю 155 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
Копию решения налоговые органы обязаны выслать налогоплательщику.
Сроки, по истечении которых выносится решение о блокировке, следующие:
• несдача налоговой отчетности – после 20 рабочих дней с даты сдачи отчета (пп. 1 п. 3, п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
• неисполнение требования по уплате налога – после восьми рабочих дней с даты, указанной в требовании (п. 2 ст. 76 НК РФ);
• отсутствие электронного документооборота с инспекцией — после 10 рабочих дней с даты, когда возникла обязанность сдавать электронную отчетность (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
• отказ в отправке квитанции о приеме электронных требований и других документов из инспекции — после 6 рабочих дней с даты получения (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Важно учесть, что инспекция вправе вынести сразу несколько решений о блокировке на разные суммы и на разных основаниях. Это не запрещено.
Если решение вынесено для взыскания задолженности перед бюджетом, то банк заблокирует счет на общую сумму требований. Все суммы сверх требований кредитное учреждение заблокировать не вправе.
Если же решение вынесено на других основаниях, то произойдет полная блокировка счета. В этом случае проводить операции по счету будет нельзя, вне зависимости от суммы.
Также важно отметить, что в случае если налоговые органы вынесли решение о приостановлении операций по счетам компании, то она не вправе открыть новый счет в другом банке до снятия ограничений. Такой запрет предусмотрен в п. 12 ст. 76 НК РФ.
Узнать, наложена ли блокировка на счета организации, можно в специальном сервисе, который можно найти на официальном сайте ФНС.
Данный сервис размещен отдельно от других и предназначен для банков. Однако получить данные с его помощью может любое заинтересованное лицо. Доступ к ресурсу свободный и бесплатный.
Чтобы получить информацию о блокировках, нужно выполнить следующие действия:
• войти в сервис ФНС;
• выбрать тип запроса — «Запрос о действующих решениях о приостановлении»;
• ввести ИНН организации или ИП и БИК банка, в котором открыт счет;
• нажать на кнопку «Отправить запрос».
В результате система выдаст ответ, какие счета и с какой даты заблокированы. Полученную информацию можно сохранить на компьютере.
Кроме сервиса есть еще один способ узнать о приостановках по счету – через личный кабинет организации на сайте ФНС. В личном кабине также видны причины и суммы блокировок.
Снять блокировку по расчетному счету организации можно только после устранения всех предписаний налоговых органов. При этом подавать специальное заявление не требуется, инспекция должна снять запрет в автоматическом режиме.
Разблокировка происходит в течение следующего рабочего дня после того, как устранены все причины для блокировки: в частности, сдача отчетности, уплата налога, настройки электронного обмена, отправка квитанций о приеме (ст. 76 НК РФ).
Однако может возникнуть ситуация, когда операции по счетам приостанавливаются сразу по причине несвоевременной уплаты налога в нескольких банках на одну и ту же сумму. В этом случае стоит написать в налоговую заявление с просьбой списать деньги с одного счета и снять блокировку.
Также не практике встречаются случаи, когда ИФНС блокирует расчетный счет по ошибке. В таких случаях необходимо будет письменно сообщить об этом в инспекцию. Например, такое может произойти из-за утерянной декларации или по другим причинам.
В случае бездействия решение о блокировке можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе — УФНС по субъекту РФ. Аналогично следует поступить, если инспекция по каким-то причинам отказывается снять запрет после устранения всех причин для приостановки операций.
Наши специалисты разработали пример жалобы с требованием снять незаконную блокировку с расчетного счета.
Образец жалобы о блокировке счета в УФНС можно скачать по ссылке.
Вы можете оставить первый комментарий