Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила
Функционирование коммерческих компаний направлено на развитие бизнеса и извлечение прибыли. При этом любой фирме грозят различные риски, которые она старается обойти. Особенно неприятные последствия – вплоть до уголовной ответственности, может вызвать нарушение антимонопольного законодательства. Как с этим бороться и что можно сделать для предупреждения этого риска, рассмотрим в нашем материале. Речь пойдет об антимонопольном комплаенсе. Раскроем, в чем заключается суть этого понятия и разберем, как разработать и внедрить такую систему в организации.
Слово «комплаенс» с английского языка переводится как «соответствие». Учитывая это, несложно догадаться, что будет означать понятие антимонопольного комплаенса. Под данным термином понимают систему правового риск-менеджмента. В нее входят юридические и организационные меры и процедуры, которые позволят компании предупреждать нарушения антимонопольного законодательства. Как указывает ФАС России – это система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (разъяснение от 02.07.2021 № 20, утвержденное протоколом Президиума ФАС РФ от 02.07.2021 № 4, размещено на сайте https://fas.gov.ru/).
Организация антимонопольного комплаенса признается правом компании, а не ее обязанностью. Такое решение может быть принято исключительно на добровольной основе и полностью по усмотрению фирмы (раздел III разъяснения ФАС РФ от 02.07.2021 № 20). Если компания захочет организовать такую систему, стремясь соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, то эти меры должны быть предусмотрены внутренним актом организации. Либо это может быть акт другого лица, входящего в одну с компанией группу лиц, если такой документ будет распространяться на данную фирму.
Для разработки и внедрения антимонопольного комплаенса предприятию в первую очередь придется проанализировать виды своей деятельности и выявить антимонопольные риски. Источниками таких рисков могут оказаться любые внешние коммуникации с конкурентами, партнерами, органами государственной власти. Стоит иметь в виду, что наиболее распространенными нарушениями антимонопольного законодательства признаются недобросовестная конкуренция и ее ограничение, несоблюдение требований при закупках, сговор органов власти с участниками рынка или участников рынка между собой.
Когда такой анализ осуществлен, компании потребуется принять соответствующий внутренний акт или несколько таких документов.
Кроме того, руководству фирмы важно определить сотрудника, который будет ответственным лицом за внедрение антимонопольного комплаенса. Компания может направить такого специалиста на соответствующие курсы. Обучение поможет сотруднику распознавать потенциально опасные области с точки зрения нарушения законодательства о защите конкуренции, а также осознать взаимосвязь законопослушного поведения с долгосрочным успехом коммерческой деятельности. Фирма также может организовать отдельное структурное подразделение, ответственное за проведение антимонопольного комплаенса, приняв соответствующее положение.
Для разработки должностной инструкции контролера в сфере антимонопольных рисков можно использовать Приказ Минтруда РФ от 16.09.2021 № 637н, которым утвержден профстандарт специалиста по конкурентному праву.
Сведения о принятии и применении рассматриваемого внутреннего акта потребуется разместить на интернет-сайте компании, обязательно на русском языке (ч. 4 ст. 9.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Владельцы бизнеса понимают, что добиться долговременного успеха можно только путем честной работы, которая ведется правовыми методами и способствует формированию репутации фирмы как надежного партнера. Особенно актуально это для крупных публичных компаний. Но для защиты и развития конкуренции важно, чтобы эта цель была одним из главных приоритетов государственной политики.
От госорганов тоже требуется принимать комплекс мер по защите конкуренции. Так, Правительство РФ разработало методические рекомендации по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденные Распоряжением от 18.10.2018 № 2258-р. На основании этого документа соответствующее положение утвердило Министерство обороны РФ Приказом от 12.09.2019 № 522. Аналогичные документы были приняты и другими ведомствами.
Чтобы понять, насколько эффективно работает внедренный на предприятии антимонопольный комплаенс, нужно ввести специальную систему оценки. Для этого устанавливают ключевые показатели эффективности — коэффициенты:
- снижения количества нарушений антимонопольного законодательства за определенный период;
- эффективности выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства во внутренних документах компании.
Так, коэффициент снижения количества нарушений вычисляется путем деления числа нарушений за прежний период на количество нарушений, выявленных в рассматриваемом периоде. Другой показатель – коэффициент эффективности выявления рисков, рассчитывается так. Число внутренних документов фирмы за отчетный период, в которых обнаружены риски нарушения антимонопольного законодательства, делят на количество внутренних актов, в которых за тот же период нарушения выявлены ФАС.
Контролер фирмы должен проводить оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса не реже одного раза в год. Итоговую информацию он включает в доклад и представляет его руководству компании.
Компания вправе разработать внутренний акт для соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Это может быть не один, а несколько документов, объединенных сферой действия. Допустимо также руководствоваться внутренними актами в этой области, принятыми другим лицом, входящим в одну группу лиц с данной компанией, если эти акты распространяются на нее.
Разработанные документы в совокупности должны содержать (ч. 2 ст. 9.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ):
- требования к оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с деятельностью фирмы;
- меры по снижению этих рисков;
- меры контроля за функционированием антимонопольного комплаенса;
- порядок ознакомления сотрудников с такими внутренними актами;
- сведения об ответственном за эту сферу должностном лице.
В акт можно включить дополнительные требования к функционированию этой системы (ч. 3 ст. 9.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
При разработке акта компания может использовать рекомендации, приведенные в п. 4 раздела V разъяснения ФАС РФ от 02.07.2021 № 20 (п. 2 раздела V данного разъяснения). Более того, чтобы убедиться, что внутренние акты в этой сфере соответствуют антимонопольному законодательству, можно направить их непосредственно в ФАС. Тогда на протяжении 30 дней ведомство рассмотрит представленные документы, а затем даст заключение об их соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Такой вывод следует из частей 5, 6 статьи 9.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
ФАС признает акт компании соответствующим части 2 ст. 9.1 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, если установит, что положения этого документа отражают все определенные данной нормой элементы. Если какой-либо из элементов описан в другом внутреннем акте хозяйствующего субъекта, его тоже нужно представить в ведомство (п. 2 раздела V разъяснения от 02.07.2021 № 20).
Если компания не направит документы в ФАС, то в будущем это никак не повлияет на оценку законности и эффективности принятого антимонопольного комплаенса. Речь здесь идет о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или дела об административном правонарушении (раздел V разъяснения от 02.07.2021 № 20).
Вы можете оставить первый комментарий