Рассмотрим, когда нужно составить акт утилизации основных средств. Поговорим о том, по какой форме составить такой документ. Расскажем об особенностях акта утилизации основных средств в бюджетных учреждениях.
Над статьей работали:
Автор: Волчкова Людмила; редактор: Шкембри Евгения
Содержание
- Утилизация основных средств
- Акт об утилизации основных средств
- Образец акта об утилизации основных средств
- Акт утилизации основных средств в бюджетных учреждениях
Утилизация основных средств
Действия, в результате которых основное средство физически прекращает свое существование полностью или частично называют его ликвидацией. Это демонтаж, разборка на запчасти, утилизация и тому подобные мероприятия. При этом утилизацией обычно называют ликвидацию, в ходе которой получают материальные ценности. Их сдают для последующей переработки специализированным компаниям или используют внутри самого юрлица.
Утилизацию основных средств, как и другие виды их ликвидации, проводят по решению руководителя юрлица, основанному на заключении специальной комиссии. Такое решение оформляют приказом. Данный приказ можно составить в произвольной форме, поскольку нормативно утвержденной формы для этого нет. В него нужно включить обязательные реквизиты первичного учетного документа: отметку о списании и роспись лица, ответственного за оформление. В этом случае выведенный из эксплуатации объект можно будет списать с учета непосредственно на основании приказа (пп. «г» п. 9 ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»).
Если же объект на момент издания приказа еще используется или приказ не содержит всех необходимых реквизитов, то дополнительно к нему нужно составить документ, свидетельствующий о фактическом выводе основного средства из эксплуатации (п. 5 Рекомендации Р-27/2012-КпР «Ликвидация основных средств с длительным демонтажом»). Таким документом может быть акт о переводе объекта основных средств на ликвидацию. Тогда списание объектов будет осуществляться на основании этого акта.
О том, в каком порядке списывают рассматриваемые объекты, мы рассказывали в материале «Списание основных средств в 2025 году». О произведенном списании делают отметку в инвентарной карточке (книге) учета основных средств. Если компания использует унифицированную форму № ОС-6, сведения вносят в раздел 4 карточки.
Извлеченные в процессе ликвидации материальные ценности, пригодные к дальнейшему использованию, приходуют на склад на основании акта по форме № М-35, требования-накладной по форме № М-11 или другого документа, разработанного самостоятельно. Указанные унифицированные формы документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а. Величину затрат, включаемых в стоимость ценностей, в целях бухгалтерского учета фиксируют в бухгалтерских справках-расчетах.
По окончании ликвидации нужно составить и утвердить у руководителя юрлица акт, подтверждающий ликвидацию объекта. Далее рассмотрим, что собой представляет акт об утилизации основных средств и как его подготовить.
Акт об утилизации основных средств
Этот документ составляют, когда нужно подтвердить факт уничтожения основного средства или его передачу в переработку. Подготовить его можно в произвольной форме, поскольку унифицированная форма для этого не разработана. В нем нужно указать:
- даты и номера документа;
- наименования, инвентарные номера, количество и местонахождение ликвидируемых основных средств;
- способ их ликвидации;
- перечень ценностей, полученных в ходе ликвидации, с указанием их количества и рыночной стоимости.
Как правило, подписывают акт все члены назначенной руководителем юрлица комиссии по списанию основных средств и материально ответственное лицо. Утверждает этот документ руководитель компании.
Обычно акт составляют в двух экземплярах: один для бухгалтерии, а другой — для материально ответственного лица.
Образец акта об утилизации основных средств
Общество с ограниченной ответственностью
«Августин»
117418, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д.15, к.1,
тел.: 8 (499) 122-44-77
ИНН 7727098741, КПП 772701001
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Петров А.А. Петров
28 февраля 2025 г.
Акт о ликвидации (утилизации)
основных средств
№ 6 от 28.02.2025
Настоящий акт составлен о том, что во исполнение приказа №6 от 17.02.2025 «О ликвидации основных средств» в период с 27.02.2025 по 28.02.2025 в помещении склада по адресу: г. Москва, ул. Промышленная, д. 8, стр. 1, группа специалистов службы материально-технического обеспечения ликвидировала неиспользуемые объекты основных средств.
№ п/п | Наименование | Инвентарный номер | Год выпуска | Ед. изм. | Кол-во | Причина ликвидации |
1 | Ноутбук XXX-Lex | 10001 — 10010 | 2013 — 2014 | шт. | 12 | Физический и моральный износ |
Ликвидация произведена путем разборки ноутбуков на компоненты и детали, сортировки компонентов и деталей для передачи для утилизации или захоронения специализированным организациям.
Обнаружены компоненты/детали, содержащие драгоценные металлы. Суммарное содержание драгоценных металлов (определено на основе документов): золото — 2,0354 г, серебро — 9,987 г, платина — 0,0349 г, металлы платиновой группы — 2,965 г.
По требованию-накладной № 12 от 28.02.2025 для хранения на склад переданы:
№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Кол-во | Приблизительная рыночная стоимость, руб. | Дальнейшее использование |
1 | Электронные платы с содержанием драгоценных металлов | кг | 4 | 25 887,50 | Реализация аффинажному заводу |
2 | Пластик и прочее | кг | 7 | — | Передача для захоронения оператору по обращению с отходами |
Все материальные ценности и отходы, перечисленные в настоящем акте, находятся на моем ответственном хранении. Экземпляр акта получил.
Материально ответственное лицо: заведующий складом Прохоров А.С. Прохоров
Комиссия по списанию основных средств:
Председатель:
Зам. директора по хозяйственным вопросам Фролов В.Д.Фролов
Члены комиссии:
руководитель службы
материально-технического обеспечения Кузин С.П. Кузин
бухгалтер Суркова О.В. Суркова
Лица, выполнявшие работы по ликвидации:
специалисты службы
материально-технического обеспечения Бузнев О.Б. Бузнев
Кротов Л.З. Кротов
Козин А.П. Козин
Акт утилизации основных средств в бюджетных учреждениях
В бюджетных учреждениях при утилизации основных средств их списывают с бухгалтерского учета на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов. Для этого составляют решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440, утвержденная Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н). Списание основных средств оформляют соответствующим актом (п. п. 34, 51 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
В зависимости от вида основного средства, которое списывают, потребуется оформить:
- акт о списании объектов нефинансовых активов, кроме транспортных средств (ф. 0504104, утвержденная Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н) или акт по форме 0510454, утвержденной Приказом № 61н;
- акт о списании транспортного средства (ф. 0504105, утвержденная приказом № 52н) или акт по форме 0510456, утвержденной Приказом № 61н;
- акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143, утвержденная Приказом № 52н);
- акта об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435, утвержденная Приказом № 61н);
- акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144, утвержденная Приказом № 52н).
Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, формируют дополнительный комплект документов, установленный собственником, и направляют в его адрес. В случае, когда списанию подлежит федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.
Зачастую проведение работ по утилизации основных средств осуществляют сторонние компании. В этом случае учреждение несет определенные затраты. Расходы на демонтаж, утилизацию заведению нужно отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 02-08-10/8681).
Вы можете оставить первый комментарий