Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Акт утилизации основных средств

Рассмотрим, когда нужно составить акт утилизации основных средств. Поговорим о том, по какой форме составить такой документ. Расскажем об особенностях акта утилизации основных средств в бюджетных учреждениях.

Над статьей работали:
редактор: Шкембри Евгения

Содержание

  1. Утилизация основных средств
  2. Акт об утилизации основных средств
  3. Образец акта об утилизации основных средств
  4. Акт утилизации основных средств в бюджетных учреждениях

Утилизация основных средств

Действия, в результате которых основное средство физически прекращает свое существование полностью или частично называют его ликвидацией. Это демонтаж, разборка на запчасти, утилизация и тому подобные мероприятия. При этом утилизацией обычно называют ликвидацию, в ходе которой получают материальные ценности. Их сдают для последующей переработки специализированным компаниям или используют внутри самого юрлица.

Утилизацию основных средств, как и другие виды их ликвидации, проводят по решению руководителя юрлица, основанному на заключении специальной комиссии. Такое решение оформляют приказом. Данный приказ можно составить в произвольной форме, поскольку нормативно утвержденной формы для этого нет. В него нужно включить обязательные реквизиты первичного учетного документа: отметку о списании и роспись лица, ответственного за оформление. В этом случае выведенный из эксплуатации объект можно будет списать с учета непосредственно на основании приказа (пп. «г» п. 9 ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»).

Если же объект на момент издания приказа еще используется или приказ не содержит всех необходимых реквизитов, то дополнительно к нему нужно составить документ, свидетельствующий о фактическом выводе основного средства из эксплуатации (п. 5 Рекомендации Р-27/2012-КпР «Ликвидация основных средств с длительным демонтажом»). Таким документом может быть акт о переводе объекта основных средств на ликвидацию. Тогда списание объектов будет осуществляться на основании этого акта.

О том, в каком порядке списывают рассматриваемые объекты, мы рассказывали в материале «Списание основных средств в 2025 году». О произведенном списании делают отметку в инвентарной карточке (книге) учета основных средств. Если компания использует унифицированную форму № ОС-6, сведения вносят в раздел 4 карточки.

Извлеченные в процессе ликвидации материальные ценности, пригодные к дальнейшему использованию, приходуют на склад на основании акта по форме № М-35, требования-накладной по форме № М-11 или другого документа, разработанного самостоятельно. Указанные унифицированные формы документов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а. Величину затрат, включаемых в стоимость ценностей, в целях бухгалтерского учета фиксируют в бухгалтерских справках-расчетах.

По окончании ликвидации нужно составить и утвердить у руководителя юрлица акт, подтверждающий ликвидацию объекта. Далее рассмотрим, что собой представляет акт об утилизации основных средств и как его подготовить.

Акт об утилизации основных средств

Этот документ составляют, когда нужно подтвердить факт уничтожения основного средства или его передачу в переработку. Подготовить его можно в произвольной форме, поскольку унифицированная форма для этого не разработана. В нем нужно указать:

  • даты и номера документа;
  • наименования, инвентарные номера, количество и местонахождение ликвидируемых основных средств;
  • способ их ликвидации;
  • перечень ценностей, полученных в ходе ликвидации, с указанием их количества и рыночной стоимости.

Как правило, подписывают акт все члены назначенной руководителем юрлица комиссии по списанию основных средств и материально ответственное лицо. Утверждает этот документ руководитель компании.

Обычно акт составляют в двух экземплярах: один для бухгалтерии, а другой — для материально ответственного лица.

Образец акта об утилизации основных средств

Общество с ограниченной ответственностью

«Августин»

117418, г. Москва, ул. Новочерёмушкинская, д.15, к.1,

тел.: 8 (499) 122-44-77

ИНН 7727098741, КПП 772701001

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

Петров А.А. Петров

28 февраля 2025 г.

 

Акт о ликвидации (утилизации)

основных средств

№ 6 от 28.02.2025

 

Настоящий акт составлен о том, что во исполнение приказа №6 от 17.02.2025 «О ликвидации основных средств» в период с 27.02.2025 по 28.02.2025 в помещении склада по адресу: г. Москва, ул. Промышленная, д. 8, стр. 1, группа специалистов службы материально-технического обеспечения ликвидировала неиспользуемые объекты основных средств.

№ п/п Наименование Инвентарный номер Год выпуска Ед. изм. Кол-во Причина ликвидации
1 Ноутбук XXX-Lex 10001 — 10010 2013 — 2014 шт. 12 Физический и моральный износ

Ликвидация произведена путем разборки ноутбуков на компоненты и детали, сортировки компонентов и деталей для передачи для утилизации или захоронения специализированным организациям.

Обнаружены компоненты/детали, содержащие драгоценные металлы. Суммарное содержание драгоценных металлов (определено на основе документов): золото — 2,0354 г, серебро — 9,987 г, платина — 0,0349 г, металлы платиновой группы — 2,965 г.

По требованию-накладной № 12 от 28.02.2025 для хранения на склад переданы:

№ п/п Наименование Ед. изм. Кол-во Приблизительная рыночная стоимость, руб. Дальнейшее использование
1 Электронные платы с содержанием драгоценных металлов кг 4 25 887,50 Реализация аффинажному заводу
2 Пластик и прочее кг 7 Передача для захоронения оператору по обращению с отходами

Все материальные ценности и отходы, перечисленные в настоящем акте, находятся на моем ответственном хранении. Экземпляр акта получил.

 

Материально ответственное лицо: заведующий складом                     Прохоров       А.С. Прохоров

 

Комиссия по списанию основных средств:

 

Председатель:

Зам. директора по хозяйственным вопросам                              Фролов          В.Д.Фролов

Члены комиссии:

руководитель службы

материально-технического обеспечения                                     Кузин             С.П. Кузин

бухгалтер                                                                                         Суркова         О.В. Суркова

Лица, выполнявшие работы по ликвидации:

специалисты службы

материально-технического обеспечения                                     Бузнев                        О.Б. Бузнев

Кротов           Л.З. Кротов

Козин            А.П. Козин

Акт утилизации основных средств в бюджетных учреждениях

В бюджетных учреждениях при утилизации основных средств их списывают с бухгалтерского учета на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов. Для этого составляют решение о прекращении признания активами объектов нефинансовых активов (ф. 0510440, утвержденная Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н). Списание основных средств оформляют соответствующим актом (п. п. 34, 51 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

В зависимости от вида основного средства, которое списывают, потребуется оформить:

  • акт о списании объектов нефинансовых активов, кроме транспортных средств (ф. 0504104, утвержденная Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н) или акт по форме 0510454, утвержденной Приказом № 61н;
  • акт о списании транспортного средства (ф. 0504105, утвержденная приказом № 52н) или акт по форме 0510456, утвержденной Приказом № 61н;
  • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143, утвержденная Приказом № 52н);
  • акта об утилизации (уничтожении) материальных ценностей (ф. 0510435, утвержденная Приказом № 61н);
  • акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144, утвержденная Приказом № 52н).

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, формируют дополнительный комплект документов, установленный собственником, и направляют в его адрес. В случае, когда списанию подлежит федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834.

Зачастую проведение работ по утилизации основных средств осуществляют сторонние компании. В этом случае учреждение несет определенные затраты. Расходы на демонтаж, утилизацию заведению нужно отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Письмо Минфина России от 10.02.2020 № 02-08-10/8681).

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь