Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Адресный реестр

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

В статье расскажем о таком информационном ресурсе, как адресный реестр. Определимся с его составом, порядком внесения сведений в него и ответственными за его актуализацию лицами. Также опишем, как можно получить информацию из адресного реестра в виде отдельного документа.
Содержание

  1. Адресный реестр (ГАР)
  2. Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре
  3. Внесение сведений в адресный реестр
  4. Внесение изменений в адресный реестр
  5. Выписка из государственного адресного реестра

Адресный реестр (ГАР)

Государственный адресный реестр (ГАР) – это свод сведений об адресообразующих элементах и адресах объектов адресации: земельных участков, зданий, строений, помещений, машино-местах (далее – объекты недвижимости). Указанные сведения содержатся в реестре в правильном структурированном виде.

Можно сказать, что ГАР – это первоисточник актуальных сведений об адресах. Информация, которая в нем содержится, открытая и доступная.

Правовое регулирование ведения адресного реестра осуществляется Федеральным законом от 28.12.2013 № 443-ФЗ и принятыми в его развитие подзаконными правовыми актами.

Работу ГАР обеспечивает федеральная информационная адресная система (ФИАС). Ответственной за функционирование системы является Федеральная налоговая служба.

Государственный адресный реестр доступен на сайте https://fias.nalog.ru/.

Любой человек может посмотреть, в каком виде содержатся сведения о его объекте недвижимости в ГАР, и использовать их при необходимости.
Приведем перечень ситуаций, когда обращение к государственному адресному реестру является обязательным:

— внесение сведений о местонахождении юридического лица, адресе места жительства индивидуального предпринимателя при подаче заявления о государственной регистрации в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 14 требований, утвержденных Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@);
— указание адреса регистрации по месту жительства при оформлении паспорта (п. 177 приказа МВД России от 16.11.2020 № 773);
— заполнение сведений об адресе объектов недвижимости при составлении технического/ межевого плана (пп. 7 п. 51 Приказа Росреестра от 15.03.2022 № П/0082, п. 50 Приказа Росреестра от 14.12.2021 № П/0592).

Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре

В соответствии с правилами ведения ГАР, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.03.2016 № 37н (п. 8), адресный реестр состоит:

1) из записей об отдельных адресообразующих элементах.

У адреса есть составные части. Это страна, субъект РФ, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, внутригородская территория, федеральная территория, городское или сельское поселение, населенный пункт, элемент планировочной структуры, элемент улично-дорожной сети. Для каждого из таких элементов в ГАР есть отдельные записи.

Возьмем такой адресообразующий элемент, как Московская область. В ГАР по нему будет указан тип «Область», ОКАТО, ОКТМО и уникальный номер.

2) записей о конкретных объектах недвижимости.
К примеру, в отношении здания музея Москвы, расположенного на Манежной площади, д. 1А, в ГАР указаны следующие сведения:

Уникальный номер в ГАР (ID FIAS) 39cbabe2-5603-4ac2-9840-94efa46b7b04
Наименование город Москва, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения муниципальный округ Тверской, площадь Манежная, дом 1А
Индекс 125009
Код налогового органа ЮЛ/ФЛ 7704
ОКАТО 45286585000
ОКТМО 45382000
Кадастровый номер 77:01:0001008:1014
Дата внесения записи и её актуализации 27.02.2012 и 09.04.2024
Сведения о документе, которым присвоен адрес Сведения о документе, которым присвоен адрес

Пример доступен по ссылке.

Внесение сведений в адресный реестр

На момент подготовки настоящей статьи в ГАР уже имеется около 115 млн существующих адресов. Процесс наполнения продолжается постоянно. Присваивается новый адрес – сведения о нем подлежат внесению в ГАР.
Порядок присвоения адресов установлен Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221. В Москве указанный вопрос дополнительно регулирует Постановление правительства Москвы от 26.02.2016 № 58-ПП.
Ответственными за присвоение адреса являются органы местного самоуправления. В городе Москве это Департамент городского имущества.
Узнать уполномоченный на присвоение адреса орган точно (исходя из места нахождения объекта недвижимости) можно на портале ФИАС в разделе «Присвоение/Аннулирование адреса» (https://fias.nalog.ru/FindOktmo).
В каждом случае присвоения адреса уполномоченный орган принимает решение. Указанный документ подлежит обязательному размещению в ГАР в течение 3 рабочих дней.
Для этого специалистам таких уполномоченных органов предоставляется доступ в ФИАС. При присвоении адреса специалист формирует в системе заявку. Если ошибок нет, сведения о новом адресе включаются в ГАР. Если заявка заполнена неверно, в ее утверждении отказывают. Тогда специалист должен откорректировать внесенные сведения.
Датой присвоения объекту адресации адреса признается дата размещения сведений об адресе объекта в государственном адресном реестре.

Необходимость внесения в ГАР сведений возникает в следующих случаях:

1) создается (образуется) новый объект недвижимости. Уполномоченный орган принимает меры по присвоению адреса самостоятельно;
2) объект недвижимости уже существует, сведения о нем содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Между тем у него нет адреса. В ином случае — адрес есть, но он неполный или недостоверный. Как следствие, в ГАР отсутствует.

В таком случае заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о присвоении верного адреса и внесении его в ГАР. Отказ в осуществлении указанных действий может быть обжалован в суде.

Проиллюстрируем примером.

Строения располагались по адресу: «Московская область, Красногорский район, д. Гольево, ул. Центральная ….».
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 № 560-СФ территория, на которой располагались указанные нежилые строения и земельные участки, вошла в состав города Москвы. В ЕГРН внесены уточненные данные об адресе: г. Москва, д. Гольево, ул. Центральная…

Собственник обнаружил ошибку: д. Гольево входит в состав городского округа Красногорск Московской области. В составе муниципальных образований города Москвы д. Гольево отсутствует. Указанная ошибка в адресе явилась препятствием для внесения сведений об адресе объектов, принадлежащих собственнику, в ГАР.

Обращение в Департамент городского имущества успеха не принесло. Суд признал бездействие уполномоченного органа незаконным и обязал его принять меры по внесению в ГАР правильного адреса (Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2018 по делу № А40-23199/2018-144-164).

Внесение изменений в адресный реестр

Необходимость внесения изменений в существующие сведения ГАР может возникнуть в следующих случаях:

1) произошла смена наименования адресообразующего элемента.

К примеру, в Свердловской области Полевской городской округ с 01.01.2025 в связи с изменившимся законодательством стал именоваться Полевским муниципальным округом. Новое название закреплено в Законе Свердловской области от 26.03.2024 № 24-ОЗ и отражено в ГАР;

2) изменились границы субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов.

В такой ситуации уполномоченный на присвоение адресов орган должен самостоятельно предпринять меры по изменению (исправлению) сведений в ГАР без участия правообладателей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2015 № 492.

3) в адресных сведениях ГАР есть ошибки. Они могут выявляться в результате инвентаризации сведений ГАР, проводимой уполномоченным органом. К погрешностям в том числе относятся:

— отсутствие нормативно-правового акта у объекта. У каждого адреса должен быть документ, подтверждающий его присвоение.
— дублирующиеся сведения. В таком случае уполномоченный орган должен подготовить акт об аннулировании одного из адресов и обеспечить внесение соответствующих изменений в ГАР.
— отсутствие сведений о кадастровом номере объекта недвижимости.

Часть информации о кадастровых номерах вносится в порядке межведомственного информационного взаимодействия с Росреестром, часть – в результате ручного сопоставления сведений ГАР с выписками из ЕГРН об объектах недвижимого имущества.

Рекомендации о наполнении адресного реестра сведениями о кадастровых номерах объектов недвижимости закреплены в письме ФНС РФ от 29.06.2021 № КВ-4-14/9086@.

Если ошибки обнаружены правообладателем, он вправе инициировать процедуру их исправления.
В ГАР информация об изменении адреса (отдельных его элементов) имеет отображение. Можно зайти на портал ФИАС, на главной странице выбрать «Расширенный поиск», выбрать вкладку «По уникальным идентификаторам» и ввести кадастровый номер объекта недвижимости. В результатах поиска, кликнув знак ℹ️ можно просмотреть историю изменений адреса.

Выписка из государственного адресного реестра

Если просмотра сведений в ФИАС для каких-либо целей недостаточно, заинтересованное лицо может получить данные об адресе конкретного объекта недвижимости в виде отдельного документа в качестве подтверждения присвоения ему адреса. Таким документом является выписка из ГАР.

Порядок ее предоставления установлен Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 193н.

Выписку можно получить:

— в муниципальном делении. Это актуальная структура адреса с указанием на принадлежность к муниципальному образованию;
— в административно-территориальном делении. Устаревшая структура адреса.

Чтобы получить выписку, необходимо представить запрос. Возможны следующие способы:

1) через портал ФИАС. Для этого необходимо:
— зайти на портал и зарегистрироваться в личном кабинете. Для регистрации следует заполнить предложенные поля в зависимости от статуса субъекта. Гражданину необходимо ввести фамилию, имя, отчество, телефон и электронную почту. Организации – наименование, адрес, ИНН, КПП, электронный адрес и телефон;
— выбрать вкладку «Новое заявление или запрос» и заполнить предложенную форму. Гражданам необходимо указать паспортные данные;
— определиться с предпочтительным способом получения документа.

В личном кабинете на портале ФИАС Бесплатно
По адресу электронной почты
Размещение выписки на портале с отправлением ссылки по электронной почте
В территориальном налоговом органе.
Нужно указать код налогового органа, где заявитель желает получить выписку (система подскажет)
Платно.
Требуется прикрепить файл платежного документа либо указать основание для освобождения от оплаты
Почтовым отправлением.
Следует указать адрес

Запросу будет присвоен номер. В личном кабинете можно отследить его статус.

2) через портал «Госуслуги».

Необходимо авторизироваться, выбрать услугу «Предоставление сведений, содержащихся в Государственном адресном реестре». Система предложит пошагово выбрать необходимые сведения и заполнить поля.

Таким способом выписку можно получить в личном кабинете госуслуг, по электронной почте, в офисе ФНС или по почте.

3) посредством личного обращения в налоговый орган. Заполнить запрос самостоятельно можно, скачав его по ссылке
https://fias.nalog.ru/docs/Форма%20запроса%20на%20предоставление%20выписки%20из%20Государственного%20адресного%20реестра%20об%20адресе%20объекта%20адресации.pdf;

4) посредством личного обращения в офис многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Запрос заполнит сотрудник офиса.

Как указывалось, получение выписки на бумажном носителе является платным.

Для граждан это будет стоить 115 рублей, для организаций – 1 000 рублей (Приказ Минфина РФ от 16.10.2014 № 118н).

Оплатить услугу можно на сайте ФНС (https://service.nalog.ru/payment).

Срок предоставления выписки составляет 5 рабочих дней.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь