Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
В статье расскажем о таком информационном ресурсе, как адресный реестр. Определимся с его составом, порядком внесения сведений в него и ответственными за его актуализацию лицами. Также опишем, как можно получить информацию из адресного реестра в виде отдельного документа.
Содержание
- Адресный реестр (ГАР)
- Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре
- Внесение сведений в адресный реестр
- Внесение изменений в адресный реестр
- Выписка из государственного адресного реестра
Адресный реестр (ГАР)
Государственный адресный реестр (ГАР) – это свод сведений об адресообразующих элементах и адресах объектов адресации: земельных участков, зданий, строений, помещений, машино-местах (далее – объекты недвижимости). Указанные сведения содержатся в реестре в правильном структурированном виде.
Можно сказать, что ГАР – это первоисточник актуальных сведений об адресах. Информация, которая в нем содержится, открытая и доступная.
Правовое регулирование ведения адресного реестра осуществляется Федеральным законом от 28.12.2013 № 443-ФЗ и принятыми в его развитие подзаконными правовыми актами.
Работу ГАР обеспечивает федеральная информационная адресная система (ФИАС). Ответственной за функционирование системы является Федеральная налоговая служба.
Государственный адресный реестр доступен на сайте https://fias.nalog.ru/.
Любой человек может посмотреть, в каком виде содержатся сведения о его объекте недвижимости в ГАР, и использовать их при необходимости.
Приведем перечень ситуаций, когда обращение к государственному адресному реестру является обязательным:
— внесение сведений о местонахождении юридического лица, адресе места жительства индивидуального предпринимателя при подаче заявления о государственной регистрации в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (п. 14 требований, утвержденных Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@);
— указание адреса регистрации по месту жительства при оформлении паспорта (п. 177 приказа МВД России от 16.11.2020 № 773);
— заполнение сведений об адресе объектов недвижимости при составлении технического/ межевого плана (пп. 7 п. 51 Приказа Росреестра от 15.03.2022 № П/0082, п. 50 Приказа Росреестра от 14.12.2021 № П/0592).
Сведения, содержащиеся в государственном адресном реестре
В соответствии с правилами ведения ГАР, утвержденными Приказом Минфина РФ от 31.03.2016 № 37н (п. 8), адресный реестр состоит:
1) из записей об отдельных адресообразующих элементах.
У адреса есть составные части. Это страна, субъект РФ, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, внутригородская территория, федеральная территория, городское или сельское поселение, населенный пункт, элемент планировочной структуры, элемент улично-дорожной сети. Для каждого из таких элементов в ГАР есть отдельные записи.
Возьмем такой адресообразующий элемент, как Московская область. В ГАР по нему будет указан тип «Область», ОКАТО, ОКТМО и уникальный номер.
2) записей о конкретных объектах недвижимости.
К примеру, в отношении здания музея Москвы, расположенного на Манежной площади, д. 1А, в ГАР указаны следующие сведения:
Уникальный номер в ГАР (ID FIAS) | 39cbabe2-5603-4ac2-9840-94efa46b7b04 |
Наименование | город Москва, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения муниципальный округ Тверской, площадь Манежная, дом 1А |
Индекс | 125009 |
Код налогового органа ЮЛ/ФЛ | 7704 |
ОКАТО | 45286585000 |
ОКТМО | 45382000 |
Кадастровый номер | 77:01:0001008:1014 |
Дата внесения записи и её актуализации | 27.02.2012 и 09.04.2024 |
Сведения о документе, которым присвоен адрес | Сведения о документе, которым присвоен адрес |
Пример доступен по ссылке.
Внесение сведений в адресный реестр
На момент подготовки настоящей статьи в ГАР уже имеется около 115 млн существующих адресов. Процесс наполнения продолжается постоянно. Присваивается новый адрес – сведения о нем подлежат внесению в ГАР.
Порядок присвоения адресов установлен Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221. В Москве указанный вопрос дополнительно регулирует Постановление правительства Москвы от 26.02.2016 № 58-ПП.
Ответственными за присвоение адреса являются органы местного самоуправления. В городе Москве это Департамент городского имущества.
Узнать уполномоченный на присвоение адреса орган точно (исходя из места нахождения объекта недвижимости) можно на портале ФИАС в разделе «Присвоение/Аннулирование адреса» (https://fias.nalog.ru/FindOktmo).
В каждом случае присвоения адреса уполномоченный орган принимает решение. Указанный документ подлежит обязательному размещению в ГАР в течение 3 рабочих дней.
Для этого специалистам таких уполномоченных органов предоставляется доступ в ФИАС. При присвоении адреса специалист формирует в системе заявку. Если ошибок нет, сведения о новом адресе включаются в ГАР. Если заявка заполнена неверно, в ее утверждении отказывают. Тогда специалист должен откорректировать внесенные сведения.
Датой присвоения объекту адресации адреса признается дата размещения сведений об адресе объекта в государственном адресном реестре.
Необходимость внесения в ГАР сведений возникает в следующих случаях:
1) создается (образуется) новый объект недвижимости. Уполномоченный орган принимает меры по присвоению адреса самостоятельно;
2) объект недвижимости уже существует, сведения о нем содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Между тем у него нет адреса. В ином случае — адрес есть, но он неполный или недостоверный. Как следствие, в ГАР отсутствует.
В таком случае заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о присвоении верного адреса и внесении его в ГАР. Отказ в осуществлении указанных действий может быть обжалован в суде.
Проиллюстрируем примером.
Строения располагались по адресу: «Московская область, Красногорский район, д. Гольево, ул. Центральная ….».
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 № 560-СФ территория, на которой располагались указанные нежилые строения и земельные участки, вошла в состав города Москвы. В ЕГРН внесены уточненные данные об адресе: г. Москва, д. Гольево, ул. Центральная…
Собственник обнаружил ошибку: д. Гольево входит в состав городского округа Красногорск Московской области. В составе муниципальных образований города Москвы д. Гольево отсутствует. Указанная ошибка в адресе явилась препятствием для внесения сведений об адресе объектов, принадлежащих собственнику, в ГАР.
Обращение в Департамент городского имущества успеха не принесло. Суд признал бездействие уполномоченного органа незаконным и обязал его принять меры по внесению в ГАР правильного адреса (Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2018 по делу № А40-23199/2018-144-164).
Внесение изменений в адресный реестр
Необходимость внесения изменений в существующие сведения ГАР может возникнуть в следующих случаях:
1) произошла смена наименования адресообразующего элемента.
К примеру, в Свердловской области Полевской городской округ с 01.01.2025 в связи с изменившимся законодательством стал именоваться Полевским муниципальным округом. Новое название закреплено в Законе Свердловской области от 26.03.2024 № 24-ОЗ и отражено в ГАР;
2) изменились границы субъектов РФ, муниципальных образований и населенных пунктов.
В такой ситуации уполномоченный на присвоение адресов орган должен самостоятельно предпринять меры по изменению (исправлению) сведений в ГАР без участия правообладателей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2015 № 492.
3) в адресных сведениях ГАР есть ошибки. Они могут выявляться в результате инвентаризации сведений ГАР, проводимой уполномоченным органом. К погрешностям в том числе относятся:
— отсутствие нормативно-правового акта у объекта. У каждого адреса должен быть документ, подтверждающий его присвоение.
— дублирующиеся сведения. В таком случае уполномоченный орган должен подготовить акт об аннулировании одного из адресов и обеспечить внесение соответствующих изменений в ГАР.
— отсутствие сведений о кадастровом номере объекта недвижимости.
Часть информации о кадастровых номерах вносится в порядке межведомственного информационного взаимодействия с Росреестром, часть – в результате ручного сопоставления сведений ГАР с выписками из ЕГРН об объектах недвижимого имущества.
Рекомендации о наполнении адресного реестра сведениями о кадастровых номерах объектов недвижимости закреплены в письме ФНС РФ от 29.06.2021 № КВ-4-14/9086@.
Если ошибки обнаружены правообладателем, он вправе инициировать процедуру их исправления.
В ГАР информация об изменении адреса (отдельных его элементов) имеет отображение. Можно зайти на портал ФИАС, на главной странице выбрать «Расширенный поиск», выбрать вкладку «По уникальным идентификаторам» и ввести кадастровый номер объекта недвижимости. В результатах поиска, кликнув знак ℹ️ можно просмотреть историю изменений адреса.
Выписка из государственного адресного реестра
Если просмотра сведений в ФИАС для каких-либо целей недостаточно, заинтересованное лицо может получить данные об адресе конкретного объекта недвижимости в виде отдельного документа в качестве подтверждения присвоения ему адреса. Таким документом является выписка из ГАР.
Порядок ее предоставления установлен Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 193н.
Выписку можно получить:
— в муниципальном делении. Это актуальная структура адреса с указанием на принадлежность к муниципальному образованию;
— в административно-территориальном делении. Устаревшая структура адреса.
Чтобы получить выписку, необходимо представить запрос. Возможны следующие способы:
1) через портал ФИАС. Для этого необходимо:
— зайти на портал и зарегистрироваться в личном кабинете. Для регистрации следует заполнить предложенные поля в зависимости от статуса субъекта. Гражданину необходимо ввести фамилию, имя, отчество, телефон и электронную почту. Организации – наименование, адрес, ИНН, КПП, электронный адрес и телефон;
— выбрать вкладку «Новое заявление или запрос» и заполнить предложенную форму. Гражданам необходимо указать паспортные данные;
— определиться с предпочтительным способом получения документа.
В личном кабинете на портале ФИАС | Бесплатно |
По адресу электронной почты | |
Размещение выписки на портале с отправлением ссылки по электронной почте | |
В территориальном налоговом органе. Нужно указать код налогового органа, где заявитель желает получить выписку (система подскажет) |
Платно. Требуется прикрепить файл платежного документа либо указать основание для освобождения от оплаты |
Почтовым отправлением. Следует указать адрес |
Запросу будет присвоен номер. В личном кабинете можно отследить его статус.
2) через портал «Госуслуги».
Необходимо авторизироваться, выбрать услугу «Предоставление сведений, содержащихся в Государственном адресном реестре». Система предложит пошагово выбрать необходимые сведения и заполнить поля.
Таким способом выписку можно получить в личном кабинете госуслуг, по электронной почте, в офисе ФНС или по почте.
3) посредством личного обращения в налоговый орган. Заполнить запрос самостоятельно можно, скачав его по ссылке
https://fias.nalog.ru/docs/Форма%20запроса%20на%20предоставление%20выписки%20из%20Государственного%20адресного%20реестра%20об%20адресе%20объекта%20адресации.pdf;
4) посредством личного обращения в офис многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. Запрос заполнит сотрудник офиса.
Как указывалось, получение выписки на бумажном носителе является платным.
Для граждан это будет стоить 115 рублей, для организаций – 1 000 рублей (Приказ Минфина РФ от 16.10.2014 № 118н).
Оплатить услугу можно на сайте ФНС (https://service.nalog.ru/payment).
Срок предоставления выписки составляет 5 рабочих дней.
Вы можете оставить первый комментарий