Над статьей работали:
Автор: Елена Хребтиевская; редактор: Александр Чепенко
Организация собирается организовать бизнес по продаже биологически активных добавок. В нашей статье расскажем о требованиях, которые предъявляет закон к их обороту, о перечне документов, необходимых для реализации, а также можно ли продавать БАД на маркетплейсах.
Содержание
- Правила продажи БАД
- Документы для продажи БАДов
- Розничная продажа БАДов
- Продажа БАДов на маркетплейсах
- Лицензия на продажу БАДов
Правила продажи БАДов
Биологически активные добавки к пище (БАД) — это композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами (МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2).
Выделяются следующие виды БАД:
Нутрицевтики — применяются для коррекции химического состава пищи человека. Это дополнительные источники нутриентов: белка, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон.
Парафармацевтики – применяются для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки в физиологических границах функциональной активности органов и систем.
Эубиотики (пробиотики) – включают живые микроорганизмы и (или) их метаболиты. Оказывают нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта.
БАД не являются лекарством (п. п. 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).
Законодательство относит БАД к специализированным пищевым продуктам (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции).
Специализированная пищевая продукция подлежит обязательной государственной регистрации. Государственную регистрацию осуществляет Роспотребнадзор по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Процедуру обязательной государственной регистрации БАД не следует путать с процедурой добровольной сертификации.
Существуют разные виды стандартов, предъявляющих требования к качеству продукции. Производитель БАД в дополнение к обязательной регистрации может выбрать один или несколько стандартов и представить свою продукцию для получения сертификата соответствия такому стандарту.
Наличие сертификатов усиливает интерес к продукту со стороны потребителей и способствует доверительному отношению к нему.
Так, известная компания – производитель биологически активных добавок в России «Эвалар» для подтверждения высокого качества своей продукции выбрала подтверждение её соответствия международным стандартам качества GMP и имеет соответствующий сертификат. Фирма Vitaminum для привлечения потребителей к своему продукту выбрал сертификат Халяль, подтверждающий безопасность и то, что при производстве не используются запрещённые для мусульманской религии ингредиенты или процедуры.
БАД относится к группе товаров, подлежащих обязательной маркировке (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р). В рамках процедуры сведения о каждой добавке вносятся в национальную систему маркировки и прослеживания продукции (Честный знак). На упаковку с товаром наносится специальный код Data Matrix. По нему можно узнать полное наименование, данные о производителе, дате, времени и месте выпуска. Маркировка позволяет отследить движение товара от производителя до конечного потребителя и предотвратить распространение фальсифицированной продукции.
Продавец должен иметь собственные программно-аппаратные средства для взаимодействия с системной маркировки (в частности, сканер кодов Data Matrix).
Реализацию БАД может осуществлять юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Поскольку БАД является маркируемым товаром, самозанятые граждане продавать добавки не могут.
И производители, и продавцы при продаже биологически активных добавок должны соблюдать требования ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Реклама БАДов не должна:
• создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
• содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
• содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
• побуждать к отказу от здорового питания.
Производитель и продавец не должны ссылаться на проведение исследований, которые в обязательном порядке производятся в процессе государственной регистрации БАД, в качества обоснования их преимущества.
Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Если реклама распространяется по радио, то продолжительность такого предупреждения должна быть не менее 3 секунд. Если она распространяется в кино и по телевидению, предупреждение должно длиться не менее 5 секунд.
Приведём ситуацию, когда Фирма была признана виновной в нарушении законодательства о рекламе. Компания выпустила рекламу БАД следующего содержания: «АРТНЕО 1 капсула в день и ваши суставы здоровы artneo-collagen.ru Артнео с нативным коллагеном при спортивных нагрузках. Помогает вернуть подвижность суставов и свободу движения».
Контролирующий орган указал, что содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
На наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Учитывая, что объектом рекламирования в рассматриваемом случае является БАД, а не метод лечения, реклама не должна содержать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни (определение Алтайского краевого УФАС России от 18.01.2023 по делу № 022/05/5-33/2023).
Документы для продажи БАДов
С учётом приведённых правил приведём список документов, которые должны быть у продавца для продажи БАД:
1. Свидетельство о постановке на учёт индивидуального предпринимателя или юридического лица в налоговом органе.
При регистрации юридического лица и статуса индивидуального предпринимателя с намерением реализации БАД в налоговом органе следует правильно выбрать код в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Действующий ОКВЭД утверждён приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
При оптовой продаже БАД подходящим кодом по ОКВЭД 46.38.2.
Если БАД продаётся в розницу в специализированном магазине, следует выбрать код по ОКВЭД будет 47.29.39.
Если субъект предпринимательства регистрировался в налоговом органе ранее для целей осуществления иной деятельности, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП требуется внести изменения.
2. Свидетельство о государственной регистрации БАД. Выдаётся Роспотребдзором по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы образцов. Действует бессрочно, но может быть аннулировано по решению указанного органа.
Единая форма свидетельства утверждена решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80.
В свидетельство, в частности, включаются сведения о наименовании БАД, изготовителе, а также информация о проведённой экспертизе.
Сведения о выданных свидетельствах вносятся в Единый реестр. Это общедоступный информационный ресурс. Получить информацию из него можно на официальной странице сайта Роспотребнадзора в сети «Интернет» по адресу http://fp.crc.ru.
3. Сертификат соответствия, если производитель проходил добровольную сертификацию.
Розничная продажа БАДов
По договору розничной купли-продажи передается товар, который предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).
Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
Порядок розничной купли – продажи установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.
Розничная торговля пищевыми продуктами входит в перечень видов деятельности, о начале осуществления которых предприниматель или юридическое лицо должно уведомить Роспотребнадзор (постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).
Розничная торговля БАД может осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски), а также дистанционным способом. Помещение, в котором продаётся пищевая продукция, должно соответствовать требованиям санитарной и пожарной безопасности.
Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке. Информация о БАД должна быть на русском языке, полной и достоверной, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров.
В рамках розничной продажи продавцу необходимо соблюдать Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о ЗПП). Продавец, в частности, обязан своевременно предоставлять покупателю необходимые и достоверные сведения о товарах, обеспечивающие возможность правильного выбора.
В силу ст. 12 Закона о ЗПП, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения заключенного договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Следует отметить, что БАД относится к пищевым продуктам, поэтому возврат или обмен его не возможен.
Продажа БАДов на маркетплейсах
Продажа на маркетплейсах является дистанционным способом продажи товара и также относится к продаже товара в розницу. Поэтому общие требования законодательства о реализации товара в розницу распространяются также и на продажу товаров через Интернет.
СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» не предусматривал возможность реализации БАД дистанционно. С 01.01.2021 документ утратил силу.
Положения, содержащие запрет продажи БАД через Интернет, в законодательстве отсутствуют. С 01.01.2021 БАД могут реализовываться через дистанционные способы продажи, в том числе на маркетплейсах.
Маркетплейсы могут устанавливать для продавцов БАД дополнительные требования. Wildberries дополнительно к свидетельству о регистрации БАД требует подтверждение подлинности такого свидетельства.
Порядок дистанционной продажи содержится в постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 и применим для БАД, поскольку иное не предусмотрено указанным документом.
При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях, представленных продавцом.
Условия, на которых Wildberries, OZON и иные маркетплейсы осуществляют продажу товаров покупателям можно найти в личном кабинете.
При продаже дистанционным способом на маркетплейсах покупатель знакомится с описанием товара посредством изучения характеристик и фотографий в карточке товара. Продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар.
Обязательства продавца по передаче возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор. Подтверждение заключения договора со стороны продавца осуществляется посредством направления покупателю номер заказа.
Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя — любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа.
Договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре (ст. 497 ГК РФ).
Продавец должен доводить до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
Лицензия на продажу БАДов
Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Биологически активные пищевые добавки не относятся к товарам, на производство и оборот которых требуется получение лицензии.
Вы можете оставить первый комментарий