Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Продажа БАДов

Над статьей работали:
редактор: Александр Чепенко

Организация собирается организовать бизнес по продаже биологически активных добавок. В нашей статье расскажем о требованиях, которые предъявляет закон к их обороту, о перечне документов, необходимых для реализации, а также можно ли продавать БАД на маркетплейсах.
Содержание

  1. Правила продажи БАД
  2. Документы для продажи БАДов
  3. Розничная продажа БАДов
  4. Продажа БАДов на маркетплейсах
  5. Лицензия на продажу БАДов

Правила продажи БАДов

Биологически активные добавки к пище (БАД) — это композиции натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приема с пищей или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона отдельными пищевыми или биологически активными веществами и их комплексами (МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2).

Выделяются следующие виды БАД:

Нутрицевтики — применяются для коррекции химического состава пищи человека. Это дополнительные источники нутриентов: белка, аминокислот, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон.

Парафармацевтики – применяются для профилактики, вспомогательной терапии и поддержки в физиологических границах функциональной активности органов и систем.

Эубиотики (пробиотики) – включают живые микроорганизмы и (или) их метаболиты. Оказывают нормализующее воздействие на состав и биологическую активность микрофлоры пищеварительного тракта.
БАД не являются лекарством (п. п. 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

Законодательство относит БАД к специализированным пищевым продуктам (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции).

Специализированная пищевая продукция подлежит обязательной государственной регистрации. Государственную регистрацию осуществляет Роспотребнадзор по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Процедуру обязательной государственной регистрации БАД не следует путать с процедурой добровольной сертификации.

Существуют разные виды стандартов, предъявляющих требования к качеству продукции. Производитель БАД в дополнение к обязательной регистрации может выбрать один или несколько стандартов и представить свою продукцию для получения сертификата соответствия такому стандарту.

Наличие сертификатов усиливает интерес к продукту со стороны потребителей и способствует доверительному отношению к нему.

Так, известная компания – производитель биологически активных добавок в России «Эвалар» для подтверждения высокого качества своей продукции выбрала подтверждение её соответствия международным стандартам качества GMP и имеет соответствующий сертификат. Фирма Vitaminum для привлечения потребителей к своему продукту выбрал сертификат Халяль, подтверждающий безопасность и то, что при производстве не используются запрещённые для мусульманской религии ингредиенты или процедуры.

БАД относится к группе товаров, подлежащих обязательной маркировке (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р). В рамках процедуры сведения о каждой добавке вносятся в национальную систему маркировки и прослеживания продукции (Честный знак). На упаковку с товаром наносится специальный код Data Matrix. По нему можно узнать полное наименование, данные о производителе, дате, времени и месте выпуска. Маркировка позволяет отследить движение товара от производителя до конечного потребителя и предотвратить распространение фальсифицированной продукции.

Продавец должен иметь собственные программно-аппаратные средства для взаимодействия с системной маркировки (в частности, сканер кодов Data Matrix).

Реализацию БАД может осуществлять юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Поскольку БАД является маркируемым товаром, самозанятые граждане продавать добавки не могут.

И производители, и продавцы при продаже биологически активных добавок должны соблюдать требования ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Реклама БАДов не должна:

• создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
• содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
• содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
• побуждать к отказу от здорового питания.

Производитель и продавец не должны ссылаться на проведение исследований, которые в обязательном порядке производятся в процессе государственной регистрации БАД, в качества обоснования их преимущества.
Реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Если реклама распространяется по радио, то продолжительность такого предупреждения должна быть не менее 3 секунд. Если она распространяется в кино и по телевидению, предупреждение должно длиться не менее 5 секунд.

Приведём ситуацию, когда Фирма была признана виновной в нарушении законодательства о рекламе. Компания выпустила рекламу БАД следующего содержания: «АРТНЕО 1 капсула в день и ваши суставы здоровы artneo-collagen.ru Артнео с нативным коллагеном при спортивных нагрузках. Помогает вернуть подвижность суставов и свободу движения».

Контролирующий орган указал, что содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

На наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Учитывая, что объектом рекламирования в рассматриваемом случае является БАД, а не метод лечения, реклама не должна содержать указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни (определение Алтайского краевого УФАС России от 18.01.2023 по делу № 022/05/5-33/2023).

Документы для продажи БАДов

С учётом приведённых правил приведём список документов, которые должны быть у продавца для продажи БАД:

1. Свидетельство о постановке на учёт индивидуального предпринимателя или юридического лица в налоговом органе.
При регистрации юридического лица и статуса индивидуального предпринимателя с намерением реализации БАД в налоговом органе следует правильно выбрать код в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Действующий ОКВЭД утверждён приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
При оптовой продаже БАД подходящим кодом по ОКВЭД 46.38.2.

Если БАД продаётся в розницу в специализированном магазине, следует выбрать код по ОКВЭД будет 47.29.39.
Если субъект предпринимательства регистрировался в налоговом органе ранее для целей осуществления иной деятельности, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП требуется внести изменения.

2. Свидетельство о государственной регистрации БАД. Выдаётся Роспотребдзором по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы образцов. Действует бессрочно, но может быть аннулировано по решению указанного органа.

Единая форма свидетельства утверждена решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 80.
В свидетельство, в частности, включаются сведения о наименовании БАД, изготовителе, а также информация о проведённой экспертизе.

Сведения о выданных свидетельствах вносятся в Единый реестр. Это общедоступный информационный ресурс. Получить информацию из него можно на официальной странице сайта Роспотребнадзора в сети «Интернет» по адресу http://fp.crc.ru.

3. Сертификат соответствия, если производитель проходил добровольную сертификацию.

Розничная продажа БАДов

По договору розничной купли-продажи передается товар, который предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ).

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ).
Порядок розничной купли – продажи установлен постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.

Розничная торговля пищевыми продуктами входит в перечень видов деятельности, о начале осуществления которых предприниматель или юридическое лицо должно уведомить Роспотребнадзор (постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Розничная торговля БАД может осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски), а также дистанционным способом. Помещение, в котором продаётся пищевая продукция, должно соответствовать требованиям санитарной и пожарной безопасности.

Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке. Информация о БАД должна быть на русском языке, полной и достоверной, обеспечивающей возможность правильного выбора товаров.

В рамках розничной продажи продавцу необходимо соблюдать Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о ЗПП). Продавец, в частности, обязан своевременно предоставлять покупателю необходимые и достоверные сведения о товарах, обеспечивающие возможность правильного выбора.

В силу ст. 12 Закона о ЗПП, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения заключенного договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Следует отметить, что БАД относится к пищевым продуктам, поэтому возврат или обмен его не возможен.

Продажа БАДов на маркетплейсах

Продажа на маркетплейсах является дистанционным способом продажи товара и также относится к продаже товара в розницу. Поэтому общие требования законодательства о реализации товара в розницу распространяются также и на продажу товаров через Интернет.

СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» не предусматривал возможность реализации БАД дистанционно. С 01.01.2021 документ утратил силу.
Положения, содержащие запрет продажи БАД через Интернет, в законодательстве отсутствуют. С 01.01.2021 БАД могут реализовываться через дистанционные способы продажи, в том числе на маркетплейсах.

Маркетплейсы могут устанавливать для продавцов БАД дополнительные требования. Wildberries дополнительно к свидетельству о регистрации БАД требует подтверждение подлинности такого свидетельства.

Порядок дистанционной продажи содержится в постановлении Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 и применим для БАД, поскольку иное не предусмотрено указанным документом.

При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях, представленных продавцом.

Условия, на которых Wildberries, OZON и иные маркетплейсы осуществляют продажу товаров покупателям можно найти в личном кабинете.

При продаже дистанционным способом на маркетплейсах покупатель знакомится с описанием товара посредством изучения характеристик и фотографий в карточке товара. Продавец обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию, характеризующую предлагаемый товар.

Обязательства продавца по передаче возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор. Подтверждение заключения договора со стороны продавца осуществляется посредством направления покупателю номер заказа.

Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя — любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа.

Договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре (ст. 497 ГК РФ).

Продавец должен доводить до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

Лицензия на продажу БАДов

Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Биологически активные пищевые добавки не относятся к товарам, на производство и оборот которых требуется получение лицензии.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь