Над статьей работали:
Автор: Ирина Кузнецова; редактор: Александр Чепенко
Перед каждыми выборами есть период, когда кандидаты стараются привлечь на свою сторону как можно больше потенциальных избирателей, занимаются своеобразной саморекламой или самопрезентацией. Называется этот период предвыборной агитацией. Законом предусмотрены определенные правила проведения агитации перед выборами. О том, как должен проходить этот период, что можно делать, а чего нельзя, расскажем в этой статье.
Содержание
- Суть предвыборной агитации
- Выдвижение кандидатов и предвыборная агитация
- Участие в предвыборной агитации
- Проведение предвыборной агитации
- Период предвыборной агитации
- Предвыборная агитация в день голосования
- Что из перечисленного является предвыборной агитацией?
Суть предвыборной агитации
Предвыборная агитация — это действия, реализуемые во время избирательной кампании и направленные на призыв к активному участию в голосовании за определенного кандидата или нескольких из них, либо против кандидата (кандидатов). Если законом предусмотрена возможность голосовать против всех, то агитация может преследовать цель склонить электорат проголосовать именно таким образом.
Агитация может проводиться в разных формах:
1) кандидат может проводить встречи с потенциальными избирателями, организовывать массовые мероприятия (митинги, марши, шествия, концерты и благотворительные акции);
2) выступление кандидатов и реклама в СМИ (по телевизору, радио, в газетах и журналах);
3) деятельность в Интернете (создание сайтов, групп, использование контекстной рекламы);
4) уличная реклама (фото кандидатов и призывы к голосованию могут размещаться на щитах, баннерах, плакатах и электронных мониторах);
5) раздача листовок;
6) формирование общественного мнения с помощью средств телефонной связи (проведение опросов, звонки и т.д.);
7) выступления перед группами трудовых коллективов, на собраниях.
Правила проведения предвыборной агитации могут различаться в зависимости от того, какие выборы предстоят. Но в основном суть одна — кандидат за свой счет проводит агитационные мероприятия, чтобы привлечь к себе внимание избирателей и склонить их к голосованию за его кандидатуру.
Выдвижение кандидатов и предвыборная агитация
Предвыборная агитация начинается с момента регистрации кандидата. Но прежде чем кандидат будет зарегистрирован, ему нужно сначала предложить свою кандидатуру, пройдя специальную, установленную законом процедуру.
Порядок выдвижения кандидатов определен Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Выдвижение граждан в качестве кандидатов может производиться двумя способами:
1) посредством непосредственного выдвижения (самовыдвижение или предложение кандидатуры избирательным объединением);
2) в составе списка кандидатов. Такой способ используется, к примеру, политическими партиями.
Законом предусмотрены ограничения для выдвиженцев. По общему правилу, кандидатом на определенную должность может стать гражданин, обладающий пассивным избирательным правом. Такое право есть у каждого дееспособного гражданина, достигшего определенного возраста. Конкретные требования зависят от той должности, на которую претендует кандидат. К примеру, чтобы предложить себя на пост Президента РФ, желающий должен соответствовать критериям, перечисленным в ст. 81 Конституции РФ: быть не моложе 35 лет, постоянно проживать в России не меньше 25 лет, не иметь гражданства иностранного государства и некоторые другие. Для депутатов Госдумы возрастной ценз ниже — 21 год.
Кроме того, имеются и более частные ограничения, касающиеся определенных категорий кандидатов.
Так, в соответствии со ст. 32 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ не вправе предлагать свою кандидатуру следующие лица:
1) гражданин РФ, который был Президентом, но прекратил свою деятельность, уйдя в отставку, либо в связи с неспособностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья. Такой гражданин не имеет права участвовать в выборах, которые назначены в связи с его уходом;
2) гражданин, который занимал высшую должность субъекта (был главой республики, губернатором края или мэром города федерального значения) и был отрешен от нее. Такой гражданин не может снова баллотироваться на выборы на этот пост в течение пяти лет после того, как указ об его отстранении вступит в силу. Причем этот запрет касается не только того региона, в котором данный гражданин занимал указанную должность, но и прочих регионов РФ;
3) гражданин — бывший глава муниципального образования, который ушел в отставку по собственной инициативе, или отрешенный от должности. Ограничение касается тех выборов, которые проводятся в связи с уходом этого гражданина;
4) граждане, которые уже выдвинуты на тех же выборах по другим избирательным округам. Единственное исключение — можно выдвинуться одновременно отдельно и в составе списка кандидатов.
Для выдвижения кандидату нужно подать в избирательную комиссию письменное заявление, в котором должно быть выражено согласие баллотироваться по определенному округу и дано обещание на случай победы в выборах прекратить деятельность, которую по закону нельзя совмещать с избираемой.
Заявление должно содержать следующие данные:
1) ФИО кандидата;
2) дату рождения и место, где он родился;
3) паспортные данные;
4) место, где он проживает;
5) ИНН;
6) СНИЛС;
7) информация об образовании;
8) место работы, кем работает;
9) принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, если такая партия или объединение зарегистрированы не менее чем за год до даты выборов. Нужно также приложить документы, которые подтверждают, что кандидат действительно имеет отношение к названной им партии или объединению.
Остальные данные тоже требуют документального подтверждения, поэтому к заявлению нужно собрать соответствующий комплект документов.
Помимо этого, нужно указать сведения:
— о доходе кандидата — сколько он зарабатывает, каковы источники его заработка;
— какое имущество есть у кандидата;
— какие у претендента на должность есть счета и вклады в банке, ценные бумаги.
Участие в предвыборной агитации
С момента регистрации в качестве кандидата гражданин вправе участвовать в предвыборной агитации и привлекать к этому других людей.
Однако не все потенциальные агитаторы вправе принимать участие в этой процедуре. Так, нельзя допускать к агитации несовершеннолетних. Причем они не должны способствовать агитированию не только активно, но и пассивно. Имеется в виду запрет на использование их портретов в материалах, склоняющих к участию в выборах и голосованию за определенного кандидата.
Нельзя принимать участие в агитации и другим лицам, перечисленным в ст. 48 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ:
1) госорганам;
2) госслужащим;
3) благотворительным организациям;
4) религиозным организациям;
5) комиссиям и членам комиссий, у которых есть право решающего голоса;
6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам. Есть и исключение. Если в соответствии с международным договором иностранец вправе избирать и быть избранным, то и агитировать ему можно;
7) организациям и общественным движениям международного уровня;
8) представителям организаций, которые выпускают средства массовой информации, и редакций сетевых изданий (в процессе осуществления ими профессиональной деятельности);
9) лицам, нарушившим п. 1 ст. 56 ФЗ ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, если нарушение установлено решением суда.
Если вопреки запрету гражданин или компания участвуют в агитации, к ним могут применить административную ответственность (ст. 5.11 КоАП РФ).
Проведение предвыборной агитации
Остановимся подробнее на правилах проведения агитации перед выборами.
Предвыборная кампания базируется на главном принципе, зафиксированном в п. 1 ст. 39 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Суть его в том, что все кандидаты изначально равны, у каждого из них — одинаковый набор прав и обязанностей.
Предвыборная агитация проводится за счет средств избирательного фонда этого депутата. Проводить агитационные мероприятия за счет средств, принадлежащих фондам других кандидатов, не допускается (пункт 5 ст. 48 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Заниматься агитационной деятельностью могут только представители кандидатов, которым они сами поручили это дело. Если кандидат был выдвинут в составе списка, то представлять их в процессе агитации вправе также лица, которых уполномочило на это избирательное объединение (п. 2 ст. 39 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Граждане, которые не баллотировались на выборы и не были уполномочены кандидатами на проведение агитации, вправе проводить ее по собственной инициативе. Но они не имеют право тратить на это средства. Другими словами, выбор ими средств для информационной поддержки и помощи выбранному кандидату должен ограничиваться способами, не требующими материальных трат. Если они хотят помочь определенному кандидату финансово, они должны действовать исключительно через его фонд (пункт 5 статьи 59 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ).
Если агитацией занимаются лица, которые по закону не имеют права этого делать, их могут наказать административным штрафом. В соответствии со ст. 5.11 КоАП РФ такой штраф составляет от 1000 до 1500 руб. для физического лица, от 2000 до 3000 руб. для должностного лица и от 20 000 до 30 000 руб. для юридического лица.
Период предвыборной агитации
Агитационный период — временной отрезок, в течение которого законом допускается проведение агитационных мероприятий перед выборами или референдумом.
Период агитации может различаться в зависимости от статуса кандидатами способа его выдвижения.
Если кандидат или список кандидатов предлагаются избирательным объединением, то период, в течение которого можно призывать к голосованию, начинается с момента принятия решения о выдвижении.
Для кандидата, который выдвинут в составе списка, период осуществления агитации стартует со дня, когда в избирательную комиссию передается список кандидатов.
Если кандидат выдвинут непосредственно, то период агитации для него начинается со дня передачи в избирательную комиссию заявления о согласии участвовать в выборах в качестве кандидата.
Применительно к референдуму агитационный период начинается с того дня, когда производится регистрация инициативной группы.
Заканчивается агатационный период в 0:00 по местному времени того дня, который идет перед днем голосования. Другими словами, если голосование назначено на воскресенье, то агитация должна быть прекращена в 0:00 субботы.
Если решено, что голосование будет проходить несколько дней подряд, то агитацию придется остановить в 0:00 первого дня выборов или референдума. К примеру, если голосование назначили на выходные дни — субботу и воскресенье, то перестать агитировать нужно в 0:00 субботы.
Если выборы проводятся повторно, то период агитации начинается с момента назначения второго голосования.
СМИ вправе приступать к агитации за 28 дней до назначенного дня референдума или выборов. Сроки прекращения — обычные: в 0:00 дня, предшествующего голосованию, или в 0:00 дня голосования, если всего таких дней назначено несколько.
Предвыборная агитация в день голосования
По общему правилу, установленному п. 3 ст. 49 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, проводить агитацию за кандидатов в день выборов или в день проведения референдума запрещено. Мало того, как мы уже упоминали, даже накануне, в день, предшествующий выборам, агитационные мероприятия уже следует прекратить. Исключение — ситуация, когда принято решение о том, что голосование будет длиться несколько дней подряд.
Если во время агитационного периода представителями кандидата были развешаны в специально для этого отведенных общедоступных местах плакаты и другие подобные изображения, убирать их в день выборов не нужно, они могут оставаться там, где висели.
При нарушении правила о запрете агитирования в день голосования может быть применена административная ответственность. Статьей 5.10 КоАП РФ предусмотрено, что за проведение агитационных действий в день, когда они не разрешаются, физическим лицам грозит штраф от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, должностным лицам — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а юридическим — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Что из перечисленного является предвыборной агитацией?
К агитационным относятся не только прямые действия, направленные на призыв отдать свой голос за определенного кандидата, но и косвенные. Так, агитацией может быть признано следующее:
1) выражение предпочтения определенному кандидату;
2) описание последствий прихода к власти того или иного кандидата или, наоборот, проигрыша его в выборах;
3) распространение положительных или отрицательных сведений о кандидатах;
4) комментирование поступков кандидата, его деятельности, объявленной им программы и провозглашенных им лозунгов.
Перечисленное приводит к выводу о том, что формирование отрицательного образа кандидата — это тоже своеобразная агитация, поскольку такая деятельность как бы «оттягивает» потенциальных избирателей от кандидата, о котором распространяются негативные сведения.
В то же время полагать, что все без исключения упоминания о кандидатах относятся к предвыборной агитации, — это ошибка. Так, если в обнародованной информации о том или ином баллотирующемся на избираемый пост гражданине нет призыва голосовать за него, официально такая информация агитацией не является.
К примеру, опубликованная в печатном издании или в Интернете биография кандидата — это не агитационный материал. Нейтральная информация о деятельности кандидата или выдвинувшего его объединения также может быть рассмотрена как обычная новость, если в ней нет призыва к определенным действиям на выборах.
Вы можете оставить первый комментарий