Над статьей работали:
Автор: Чистякова Людмила; редактор: Александр Чепенко
Уже несколько лет в России действует обновленный порядок возвращения денег за билет на зрелищное мероприятие, если человек его так и не посетил. Он предусматривает дифференцированный подход к возврату, который зависит от того, по каким причинам сорвалось посещение мероприятия и в какой срок были сданы приглашения. О том, в чем заключается этот порядок, расскажем далее.
Содержание
- Возврат денег за билет на концерт
- Правила возврата билетов на концерт
- Заявление на возврат билета на концерт
- Причины возврата билетов на концерт
- Возврат билетов на концерт, купленных через Интернет
- Сроки возврата билетов на концерт
Возврат денег за билет на концерт
Процедура возврата денег в обычных условиях, не связанных с отменой мероприятия из-за пандемии, урегулирована:
а) ГК РФ;
б) Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — закон № 2300-I);
в) статьей 52.1 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — закон № 3612-I);
г) правилами и условиями возврата билетов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1491.
Покупка билета на какое-либо мероприятие или представление (спортивное, цирковое, концертное, театральное или иное) является договором, а билет — подтверждающим его заключение документом.
Дирекции в соответствии с установленными правилами и условиями могут установить собственный порядок возврата билетов при отказе посетителей от посещения зрелищных мероприятий.
Собственный порядок может детализировать общие правила возврата, однако он не может ограничивать права посетителя или вводить менее благоприятные условия возврата билетов, чем предусмотренные в НПА.
Существующие правила продажи и возврата билетов являются официальными и едиными для всех покупателей билетов на концерт популярного исполнителя, выставку, спектакль, в цирк или музей – на любое культурное мероприятие.
Каким образом был куплен билет — в кассе или онлайн значения не имеет. Правила возврата электронных билетов аналогичны купленным в кассе.
Исключением является ситуация, когда билет был приобретен по акциям и специальным программам, например, с установлением скидок и льгот. Такие приглашения могут быть невозвратными, а дирекция может предложить замену мероприятия в соответствии с собственными правилами.
Правила возврата билетов на концерт
Право возврата денег за билеты возникает у потребителя в следующих случаях:
а) отмены, замены, переноса мероприятия по инициативе организатора;
б) отказа потребителя от посещения мероприятия в связи с установленными обстоятельствами или по личным причинам — к примеру, по болезни;
в) оказания ненадлежащей услуги.
Концерт — это услуга по показу зрелищного и массового мероприятия.
Когда зритель покупает билет, он тем самым заключает договор с организацией исполнительских искусств и ожидает, что услугу окажут на определенных условиях, которые указаны в билете. Например, что концерт будет длиться два часа, на сцену выйдут конкретные музыканты, объявление о выступлении которых было на афише, а представление пройдет в определенном концертном зале.
По общему правилу, если при оказании услуги какое-то условие не соблюдалось и это повлияло на ее качество, от организатора можно потребовать:
а) безвозмездно устранить недостатки;
б) соответственно, уменьшить стоимость услуги — билета.
Однако из этого правила могут быть исключения.
Дирекция может оставить за собой право вносить изменения в актерский состав без уведомления зрителе, например, по причине болезни исполнителя. Информацию об этом праве потребитель может изучить на лицевой стороне билета.
В этом случае изменения в актерском составе не являются основанием для его возврата. Исковые заявления потребителя о предоставление услуг надлежащего качества и взыскании за это денежных средств суд не станет рассматривать (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.06.2020 № 33-7928/2020).
У зрителя есть право отказаться от исполнения услуги по собственным причинам. Возврат билетов на концерт означает расторжение договора.
Тем не менее, несмотря на личные причины отказа от посещения мероприятия, потребитель услуг может расторгнуть договор и потребовать возврата денежных средств за билет.
Отказ заказчика от исполнения договора возможен в любое время — как до начала исполнения услуги, так и в процессе оказания услуги, но не после того, как услуга исполнена полностью (ст. 782 ГК РФ).
Но возврат денег в полном объеме не всегда возможен. Закон допускает, что с клиента могут взыскать сумму фактических расходов на подготовку представления (ст. 32 закона № 2300-1). Кроме того, в ряде случаев сумма возврата зависит от причины отказа и даты подачи претензии на возврат денег.
В полном объеме посетитель вправе получить свои деньги обратно при отмене спортивного матча, концерта, спектакля по инициативе учреждения, так как фактически оплаченная услуга оказана исполнителем не была (ч. 9 ст. 52.1 закона № 3612-I).
Заявление на возврат билета на концерт
По общему правилу для возврата денежных средств зритель должен представить заявление не менее чем за 3 дня до дня проведения мероприятия, иначе деньги за билет не вернут (ч. 11 ст. 52.1 закона № 3612-I).
Претензия подается в свободной форме, но по общепринятому стандартному шаблону. При этом нужно указать:
а) кому адресуется документ — наименование учреждения, дирекции, руководителю организации;
б) от кого исходит бумага — Ф.И.О., адрес, паспортные данные клиента;
в) на какой именно концерт и на какую дату были куплены приглашения;
г) какая сумма была уплачена;
д) в связи с чем возникла необходимость сдать купленные квитанции в кассу;
е) в чем заключаются требования потребителя о возврате денег;
ж) ссылка на закон – в соответствии с законом о защите покупательских прав.
В конце потребитель подписывает документ и указывает дату составления обращения.
Сдать купленные приглашения в кассу можно и не позднее дня проведения концерта или спектакля.
Но для этого должны быть вынужденные причины: недомогание зрителя либо обстоятельства, связанные с болезнью или смертью членов его семьи или близких родственников (п. 23, п. 36 правил и условий возврата билетов).
Претензию нужно отдать администратору. Сделать это можно лично, предъявив паспорт. Если заявление направляется по почте, к заявлению о возврате прилагается копия паспорта зрителя.
В общем случае к претензии прикладывают:
а) оригинал неиспользованного бумажного билета либо распечатанную копию электронного;
б) чеки, в том числе копии электронных;
в) некоторые дополнительные документы.
Дополнительные документы могут различаться в зависимости от причины отказа от посещения концерта.
Если возврат обусловлен болезнью, смертью члена семьи или близкого родственника, то, помимо билета, к заявлению необходимо приложить копии больничного листа, свидетельства о смерти и документов, подтверждающих родство.
Если у зрителя нет возможности предоставить копию больничного или свидетельства в срок, на это отводится еще две недели.
При возврате билета по инициативе посетителя по иным причинам, не связанным с вынужденным возвратом, дополнительные документы, помимо заявления и обычных приложений, не представляют.
Никаких дополнительных документов при возврате приглашения на концерт в связи с его отменой, заменой или переносом по инициативе дирекции также прикладывать не надо.
Если не соблюдены условия для возврата или не представлен обычный комплект документов, организация отказывает в возврате и направляет посетителю сообщение не позднее 5 дней со дня принятия такого решения.
В случае положительного решение о возврате посетитель уведомляется не позднее 3 дней со дня принятия такого решения.
Причины возврата билетов на концерт
Объяснять мотивы отказа от посещения представления потребитель не обязан.
Однако, от того, по какой причине зритель сдает билет, может зависеть порядок, условия, сроки и размер получаемых денежных средств.
Правила и условия возврата билетов устанавливают различные последствия отказа от посещения зрелищного мероприятия:
а) по причинам, связанным с болезнью зрителя;
б) из-за смерти члена семьи или близкого родственника;
в) по собственной инициативе посетителя в связи с иными обстоятельствами, которые не относятся к вышеперечисленным.
Болезнь зрителя либо смерть члена семьи или близкого родственника становятся основанием для вынужденного отказа от посещения концерта.
Отказ от посещения развлекательного мероприятия по причине болезни посетителя либо смерти члена его семьи или близкого родственника происходит следующим образом:
а) претензию нужно представить в дирекцию зрелищного учреждения не позднее дня проведения зрелищного мероприятия.
При направлении электронного обращения в случае болезни зрителя подтверждающие документы нужно представить не позднее 14 дней со дня проведения мероприятия.
Отказ от посещения мероприятия ввиду кончины члена семьи или близкого родственника возможен, если эти обстоятельства произошли после покупки билета, но не ранее 14 дней до дня проведения мероприятия и не позднее дня его проведения;
б) при направлении заявления с приложениями в электронной форме оригинала претензии и приложения к ней нужно подать не позднее 14 дней со дня проведения концерта;
в) претензию рассмотрят в течение 10 дней, но этот срок может быть увеличен в случае болезни посетителя до 30 дней, а в случае смерти члена семьи или родственника — до 20 дней;
г) в этих случаях возвращается полная стоимость билета.
Сумма возврата за возвращенное приглашение на зрелищное мероприятие НДФЛ не облагается.
Возврат билетов может быть обусловлен обстоятельствами, возникшими на стороне дирекции.
В связи с отменой, заменой или переносом концерта или выступления (в случае переноса мероприятий при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации) осуществляется возврат полной стоимости билета.
При этом дополнительные документы вместе с заявлением не подаются.
При отмене мероприятия заявление направляется в течение 6 месяцев с даты отмены соответствующего режима.
Если мероприятие было перенесено, но дирекция своевременно не определила дату и время его проведения, обращаться надо в течение 9 месяцев с даты отмены соответствующего режима.
Возврат билетов на концерт, купленных через Интернет
Организатор концерта вправе поручить реализацию билетов на культурно-зрелищные мероприятия посреднику, который становится ответственным лицом за прием билетов и возврат денежных средств за них до даты мероприятия.
Отношения между ними регулируются, как правило, агентским договором. Соглашение может установить, что к возврату принимаются только билеты, приобретенные у агента.
Для получения денег за отказ от приглашения на концерт заявление на возврат денежных средств покупатель должен подавать агенту.
Если зритель обратится за возвратом билета, купленного через интернет-посредника, агент вернет стоимость услуги без учета своей комиссии — сервисного сбора.
Суды отмечают, что стоимость сервисного сбора в контексте ст. 32 закона № 2300-1 подтверждает наличие понесенных исполнителем фактических расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В случае отмены, замены, переноса мероприятия сервисный сбор подлежит возврату в зависимости от условий договора, заключенного между агентом и организатором мероприятия:
а) лицом, ответственным за возврат денежных средств при отмене, замене, переносе мероприятия;
б) либо агентом.
Однако в ситуации, когда возврат билетов связан с личными обстоятельствами заявителя, суды не находят оснований для возврата сервисного сбора агентом (Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17.03.2023 № 88-10988/2023).
Сроки возврата билетов на концерт
По общему правилу требования зрителя о возврате средств должны выполнить в течение 10 дней (ст. 22 закона № 2300-I).
Сумма возвращенных денег напрямую зависит от того, насколько заблаговременно были сданы билеты в кассу.
При этом:
а) не менее 100 процентов цены приглашения вернут, если квитанцию сдали в кассу за 10 дней до начала концерта;
б) 50 процентов — если этот период составил 5—9 суток;
в) 30 процентов — если приглашения принесли за 3—4 дня до намеченной даты.
Указанные сроки установлены частью 11 статьи 52.1 закона № 3612-I. Они распространяются на случаи, когда отказ от билетов происходит по личным причинам зрителя, не связанным с вынужденным возвратом средств.
В связи с отменой, заменой или переносом концерта или выступления возврат денежных средств осуществляется в срок до 180 дней с даты поступления обращения зрителя.
Вы можете оставить первый комментарий