Запись работодателем телефонных переговоров своих сотрудников нередко встречается на практике. В нашей статье расскажем, как организовать ведение такой записи, какие риски в этой ситуации существуют и как их избежать.
Над статьей работали:
Автор: Сыскова Юлия; редактор: Бурцева Алла
Содержание
- Цели прослушивания телефонных переговоров
- Что говорит закон
- Порядок организации аудиозаписи телефонных переговоров
- Ответственность работодателя
Цели прослушивания телефонных переговоров
Работодатель, прослушивая телефонные разговоры сотрудников, преследует, как правило, следующие цели:
• проверка исполнения работникам их трудовых обязанностей. Например, с помощью аудиозаписей можно установить, досконально ли они знают продукт, как общаются с клиентами, соблюдают ли принятые в компании сценарии разговора и так далее;
• оценить лояльность персонала;
• повысить продуктивность работников;
• оценить, на каком этапе срывается сделка;
• создать базу записей успешных переговоров для обучения молодых специалистов;
• предотвратить утечку конфиденциальной информации;
• решение конфликтных ситуаций, как с клиентами, так и внутри компании.
Что говорит закон
Законодательство РФ не запрещает вести аудиозапись телефонных разговоров сотрудников. Однако чтобы избежать негативных последствий, нужно соблюдать определенные правила.
Во-первых, не нарушать право граждан на неприкосновенность частной жизни и тайну телефонных разговоров (ст. 23 Конституции РФ, ч. 1 ст. 63 Закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ). Работодатели не имеют право публиковать аудиозаписи разговоров, а также как-либо использовать ставшие им известные подробности личной жизни клиента или сотрудника. За нарушение тайны телефонных переговоров установлена уголовная ответственность. Виновному лицу грозит (ч. 1 ст. 138 УК РФ):
• штраф до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
• обязательные работы на срок до 360 часов;
• исправительные работы на срок до 1 года.
Если преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения, то такое деяние наказывается (ч. 2 ст. 138 УК РФ):
• штрафом от 100 до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
• лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет;
• обязательными работами на срок до 480 часов;
• принудительными работами на срок до 4 лет;
• арестом на срок до 4 месяцев,
• лишением свободы на срок до 4 лет.
Во-вторых, аудиозапись голоса характеризует физиологические и биологические особенности человека, что позволяет установить личность говорившего. Поэтому она относится к биометрическим персональным данным и по общему правилу может обрабатываться при наличии письменного согласия субъекта персональных данных (ч. 1 ст. 11 Закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
Брать такое согласие у каждого позвонившего в компанию клиента невозможно. Однако и компании не используют запись голоса клиента для установления личности звонившего. Поэтому аудиозапись в этом случае не подпадает под обработку биометрических персональных данных (ч. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ). Однако во избежание проблем рекомендуем до начала разговора довести до участников информацию о том, что ведется аудиозапись. При этом лучше указать цель ведения записи, например для «оценки качества работы оператора». Услышав такое предупреждение, клиент имеет возможность положить трубку и отказаться от ведения переговоров.
С записью голоса сотрудника дело обстоит по-другому. По общему правилу обрабатывать биометрические персональные данные можно при наличии их письменного согласия субъекта персональных данных (ч. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ). Из этого правила есть исключения. Например, согласие не нужно, если обработка связана (ч. 2 ст. 11 Закона № 152-ФЗ):
• с осуществлением обязательной дактилоскопической регистрации;
• с осуществлением правосудия и выполнением судебных решений;
• с исполнением законодательства о порядке въезда и выезда из РФ.
Проверка исполнения работниками их трудовых обязанностей в этой статье отсутствует. Поэтому, чтобы избежать споров, рекомендуем получить от работника разрешение на прослушивание и аудиозапись его переговоров.
Порядок организации аудиозаписи телефонных переговоров
При внедрении аудиозаписи телефонных разговоров сотрудников рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
1) издать приказ о введении в организации записи телефонных разговоров сотрудников. В нем необходимо указать дату, с которой компания будет вести аудиозапись звонков. Также желательно прописать цель прослушивания переговоров, например:
• проверка исполнения работникам их трудовых обязанностей;
• повышение продуктивности сотрудников;
• оценка труда работников с целью их дальнейшего премирования;
• соблюдение запрета на ведение личных переговоров в рабочее время;
• выявление оснований для отправки работников на курсы повышения квалификации и так далее;
2) получить от работников письменное согласие на обработку их биометрических персональных данных. При этом можно оформить одно общее согласие сотрудника на обработку всех его персональных данных. Главное, чтобы в документе было четко прописано, что работник соглашается на аудиозапись его голоса. Кроме того необходимо привести конкретную цель обработки таких данных. Например, обеспечить безопасность работников, осуществить контроль над выполняемой ими работой, оказать помощь в карьерном продвижении и так далее;
3) разработать и утвердить локальный нормативный акт о ведении аудиозаписей телефонных переговоров. В нем нужно указать:
• цели прослушивания разговоров;
• порядок осуществления записи;
• правила работы с полученными данными;
• должности сотрудников, которые впоследствии будут работать с аудиозаписями разговоров;
• сроки хранения записей и так далее.
Работники обязаны не разглашать персональные данные других сотрудников, которые стали им известны в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. За разглашение полученной информации таких сотрудников можно уволить по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ только в том случае, если сведения стали известны им в связи с исполнением трудовых обязанностей и они обязались не разглашать такие сведения (п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2). Поэтому работодатель должен взять с таких работников обязательство о неразглашении персональных данных;
4) внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка и положение об обработке и защите персональных данных работников;
5) ознакомить с локальными нормативными актами всех сотрудников, которых они затрагивают. Факт ознакомления можно зафиксировать в тексте трудового договора (допсоглашения к трудовому договору), например, путем перечисления локальных нормативных актов, с которыми работник ознакомлен. Кроме того можно сделать лист ознакомления с каждым из документов либо разработать журнал ознакомления сотрудников с локальными нормативными актами.
Ответственность работодателя
За обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, а также за обработку данных, несовместимую с целями сбора персональных данных установлена административная ответственность. Штраф составляет (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ):
• для граждан – от 2 до 6 тыс. рублей;
• для должностных лиц — от 10 до 20 тыс. рублей;
• для компаний — от 60 до 100 тыс. рублей.
Повторное совершение данного административного правонарушения обойдется дороже. Штраф составит уже (ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ):
• для граждан – от 4 до 12 тыс. рублей;
• для должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей;
• для индивидуальных предпринимателей — от 50 до 100 тыс. рублей;
• для организаций — от 100до 300 тыс. рублей.
С 30 мая 2025 года административная ответственность за это нарушение будет ужесточена. Штраф составит (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ в редакции Закона от 30.11.2024 № 420-ФЗ):
• для граждан – от 10 до 15 тыс. рублей;
• для должностных лиц — от 50 до 100 тыс. рублей;
• для компаний — от 150 до 300 тыс. рублей.
За повторное нарушение штраф будет составлять (ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ в редакции Закона от 30.11.2024 № 420-ФЗ):
• для граждан – от 15 до 30 тыс. рублей;
• для должностных лиц — от 100 до 200 тыс. рублей;
• для организаций — от 300 до 500 тыс. рублей.
Если гражданин обнаружит несанкционированное использование его персональных данных, то он имеет право потребовать возмещения убытков и компенсации причиненного ему морального вреда (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 24 Закона № 152-ФЗ, ст. 151 ГК РФ).
Лицо, которым была получена информация ограниченного доступа, обязано сохранить ее конфиденциальность, то есть не передавать ее без согласия обладателя другим лицам (п. 7 ст. 2, ч. 2 и 4 ст. 9 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ № 149-ФЗ). За нарушение этой обязанности установлена административная ответственность по ст. 13.14 КоАП РФ. По ней должностным лицам грозит штраф от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет. Компаниям – штраф от 100 до 200 тыс. рублей.
Вы можете оставить первый комментарий