Гражданка в 2016 году заключила с АО «ЮниКредитБанк» комплексный договор обслуживания, согласно которому женщине открыли счет в рублях, долларах и евро. Позднее, в сентябре 2021 года, стороны договорились о выполнении брокерских услуг и заключили соответствующий договор. По этому договору дама приобрела пакет еврооблигаций в количестве 770 штук.
В апреле 2022 года, в результате погашения стоимости бумаг и выплаты купонного дохода, гражданке зачислено на счет 783 500 евро.
В июле того же года эти средства банк полностью без поручения клиента списал со счета.
Претензию женщины о возврате средств банк оставил без удовлетворения. Как пояснил банк, средства были зачислены на счет клиента ошибочно — ведь согласно принятым Евросоюзом ограничениям против РФ банк не мог получать и перечислять клиенту средства в виде доходов и других выплат по иностранным ценным бумагам.
Тогда женщина обратилась в суд. В трех инстанциях отстоять свою позицию ей не удалось. Отказывая в удовлетворении иска, судьи указали, что гражданка является опытным инвестором на рынке ценных бумаг, поэтому знала о рисках.
Однако Верховный Суд РФ вернул дело на пересмотр в первую инстанцию, отметив следующее:
- согласно статье 845 ГК РФ, по договору банк обязан зачислять средства, исполнять поручения клиента о перечислении и выдаче средств со счета и осуществлении иных операций. Банк не вправе самостоятельно контролировать использование клиентом средств и устанавливать какие-либо ограничения;
- есть только одно ограничение по распоряжению собственными средствами на счете — это арест средств или блокировка операций, в ситуациях, приведенных в ст. 854 ГК РФ, то есть без согласия клиента средства списываются только по судебному решению либо в случаях, определенных законом или банковским договором.
Вы можете оставить первый комментарий