Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Дело направлено на новое рассмотрение: суды не выяснили, был ли сотрудник арендодателя уполномочен принять от арендатора уведомление о расторжении договора аренды

Индивидуальный предприниматель (арендодатель) сдал в аренду другому ИП (арендатору) нежилое помещение, чтобы он разместил там временный торговый объект.

Согласно договору арендная плата вносится с 15-го до 20-е числа каждого месяца за следующий месяц. За нарушение срока внесения арендной платы арендатор уплачивает пени в размере одного процента от арендной платы за каждый день просрочки.

Договор может быть досрочно расторгнут, в том числе в одностороннем порядке по инициативе любой стороны. Уведомление о расторжении договора должно быть направлено в письменной форме не менее чем за 30 дней до предполагаемого расторжения договора. При расторжении или прекращении договора арендатор обязан в течение 15 дней с момента уведомления полностью рассчитаться с арендодателем. Помещение должно быть передано в срок не позднее двух дней со дня расторжения (прекращения) договора.

Объект аренды был передан арендатору по акту приема-передачи помещения. Через три месяца арендатор в заявлении попросил арендодателя расторгнуть договор аренды через месяц. Данное заявление вручено под расписку сотруднице ИП арендатора, которая в том числе принимала арендную плату.

Спустя месяц ИП освободил арендуемое помещение, что подтверждается отсутствием кассовых операций согласно представленному налоговым органом фискальному отчету по ККТ.

ИП направил арендодателю заявление в связи с односторонним расторжением договора подписать акт приема-передачи нежилого помещения и подписанный экземпляр вернуть почтой. Указанное уведомление направили арендодателю заказным письмом, но оно было возвращено отправителю.

Через два года арендодатель направил арендатору претензию с требованием погасить задолженность по арендной плате за 8 месяцев, включая 7 месяцев после предполагаемого расторжения договора и пени в течение 30 дней. Данное требование арендатор не исполнил.

Это послужило основанием для обращения арендодателя в арбитражный суд с требованием взыскать долг и пени по договору аренды нежилого помещения. Арендодатель посчитал договор расторгнутым по истечении одного месяца со дня возвращения почтового отправления с уведомлением арендатора, направленного по адресу арендодателя, которое было указано в договоре аренды.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с позицией истца и удовлетворили его требования.
Они руководствовались следующим:
— договором может быть установлено, что юридически значимые сообщения, связанные с возникновением, изменением или прекращением обязательств, основанных на этом договоре, направляются одной стороной другой стороне этого договора исключительно по указанному в нем адресу (адресам) или исключительно предусмотренным договором способом;
— в этом случае направление сообщения по иному адресу, иным способом не может считаться надлежащим, если направившее сообщение лицо не знало, не должно было знать о том, что адрес, указанный в договоре, является недостоверным;
— истец сообщил суду, что ему неизвестна сотрудница, которая приняла заявление о расторжении договора аренды в спорный период, ему также не было известно о намерении арендатора расторгнуть договор.

Кассационная инстанция отменила решение судов и направила дело на новое рассмотрение. Она отметила следующее:
— истец вел себя противоречиво, отказываясь отвечать о роли в организации предполагаемой сотрудницы, которой арендатор передал заявление о расторжении договора;
— суды отклонили ходатайство ответчика привлечь к участию в деле в качестве третьего лица предполагаемой сотрудницы организации. Она могла бы дать пояснения по обстоятельствам, имеющим большое значение для рассмотрения дела;
— существуют документы, которые могут свидетельствовать о том, что спорная сотрудница действительно исполняла определенные трудовые функции либо оказывала услуги ИП, фактически осуществляя принятие денежных средств от арендаторов;
— суды при удовлетворении иска формально опирались лишь на факт ненаправления уведомления об отказе от договора по адресу регистрации арендодателя, не выяснив иные существенные для дела обстоятельства.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь