Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ОКЮР рассказало о контрафакте на маркетплейсе и способах защиты интересов правообладателей

Проект «Белая книга» — это сборник лучших практик взаимодействия маркетплейсов с правообладателями и продавцами. Его цель — предотвратить продажу контрафактной продукции на маркетплейсах. Материал размещен на сайте Ассоциации «Некоммерческое партнерство «Объединение Корпоративных Юристов» (ОКЮР) для обмена опытом.

Основные термины:

• маркетплейс — онлайн-платформа для продажи товаров;
• правообладатель — лицо, обладающее товарными знаками;
• продавец — лицо, реализующее товары через интернет-площадку;
• подозрительный товар — это изделия с признаками незаконного нанесения товарных знаков;
• необходимые документы — это сертификаты соответствия или декларации о соответствии;
• контрольная закупка — это фиксация приобретения товара для проверки на контрафакт.

«Белая книга» состоит из трех основных частей: подтверждение статуса заявителя, скрытие карточки товара, блокировка продавца.

Примеры сгруппированы по смыслу и описывают алгоритм действий. Они подобраны для разных маркетплейсов.

Продавец должен предоставить необходимые документы для подтверждения законности введения товара в оборот. Если он их не предоставляет, торговая площадка может скрыть карточки товаров.
При предоставлении поддельных сертификатов или, например, декларации о соответствии на товар это можно расценить как признак контрафакта. Заявитель может провести контрольную закупку для подтверждения подозрений и произвести экспертизу товара на предмет оригинальности.

Если есть вступившее в силу решение суда, подтверждающее факт реализации контрафакта, это может быть основанием для блокировки продавца.

Правообладатель должен подтвердить свои полномочия, предоставив необходимые документы. Если он является российским заявителем, это может быть удостоверено доверенностью и свидетельством на товарный знак. Если он является иностранным лицом, это может быть зафиксировано в неисключительной лицензии и письме от первоначального правообладателя.

Жалоба на товар подается на различных маркетплейсах по-разному. Информация о процедуре подачи жалобы доступна на сайте площадки.

Если маркетплейс проверил документы и убедился в полномочиях заявителя, а продавец подтвердил приобретение товара у официального партнера, то через 10 дней заявителю будет направлен отказ в удовлетворении жалобы.

Если продавец не предоставил необходимые документы в срок, товарное предложение может быть удалено с сайта.

Если у продавца нет необходимых документов или он игнорирует запросы на предоставление, торговый агрегатор может скрыть карточки товаров.

Представитель правообладателя может обратиться с требованием о прекращении нарушения прав. В качестве доказательств заявитель может предоставить документы и скриншоты с сайта, об этом информируют продавца.

Примеры взаимодействия:
• представитель иностранного правообладателя обратился с требованием о блокировке товара. Маркетплейс проверил документы и определил их как сомнительные. Карточки товара были заблокированы в течение 5 рабочих дней;
• правообладатель обнаружил подозрительный товар и осуществил контрольную закупку. Маркетплейс рассмотрел претензию и скрыл карточки товаров. Общий срок рассмотрения жалобы составил 30 дней;
• подтверждение контрафакта. Правообладатель предоставил сравнительную таблицу, результаты контрольной закупки и видеофиксацию. Интернет-магазин скрыл карточки товаров в течение 30 дней;
• подозрение на контрафакт. Продавец предоставляет документы, но правообладатель сомневается в оригинальности товара. Владелец товарного знака проводит контрольную закупку, обращается к маркетплейсу через персонального менеджера, предоставляет чек, принт-скрин заказа и фото закупки. Площадка блокирует карточки продавца на 30 дней;
• экспертиза товара. Правообладатель предоставляет ее результаты, которые подтверждают признаки контрафакта. Платформа электронной коммерции скрывает карточки товара;
• сравнительный анализ. Правообладатель предоставляет информацию о том, что товар не существует в его линейке. Маркетплейс блокирует карточки продавца;
• правообладатель предоставляет решение суда о признании товара контрафактом. Маркетплейс блокирует карточки товаров.

эту статью еще не обсуждали
Вы можете оставить первый комментарий

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь