Общество задолжало компании крупную сумму в иностранной валюте. На момент погашения долга рубль значительно обесценился, и сумма в рублевом эквиваленте уменьшилась почти на 10 млн рублей. Компанию это не устроило, и она решила взыскать с общества неустойку в связи с изменением курса отечественной валюты на день платежа. Право компании на такую индексацию подтвердили суды трех инстанций.
Принимая решения в пользу компании, арбитры исходили из того, что индекс потребительских цен учитывает инфляцию. А значит, индексация присужденных сумм гарантирует защиту от инфляционных процессов с момента принятия судебного акта до его исполнения (ст. 183 АПК РФ, Постановление КС РФ от 22.07.2021 № 40-П). Однако общество посчитало, что механизм индексации сумм, выраженных в валюте, законодательно не закреплен, и обратилось в Верховный Суд РФ.
ВС РФ в Определении от 12.07.2024 № 308-ЭС21-27525 согласился с доводами общества и отменил принятые решения. Высшие судьи отметили, что на территории РФ законным средством платежа является рубль (ст. 140 ГК РФ). Денежные обязательства должны быть выражены в рублях или подлежать оплате в рублях в сумме, эквивалентной валютному выражению на день платежа (пп. 1 и 2 ст. 317 ГК РФ).
При этом индекс потребительских цен применяется в рублевых расчетах, то есть в таких ситуациях, когда присужденная выплата установлена в рублях, поскольку данный порядок предусмотрен для определения инфляционных процессов, происходящих именно с рублем при падении его покупательной способности.
Также ВС обратил внимание, что нужно различать валюту долга и валюту платежа (ст. 140 и 317 ГК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 № 54). Если договор заключен в валюте или условных единицах и оплата по нему также осуществляется в валюте или у.е., значит, стороны заранее подстраховались на случай колебания рублевого курса, чем обеспечили себе защиту от инфляции. И этот выбор нельзя рассматривать как лишение кредитора возможности компенсировать его имущественные потери.
Вы можете оставить первый комментарий