Конституционный Суд РФ признал, что положения частей 1.3—3 статьи 32.2 КоАП РФ не соответствуют Конституции РФ в той части, в которой они не позволяют применять льготы по уплате административного штрафа к правонарушениям, если они были выявлены в ходе прокурорской проверки.
Напомним, что упомянутые нормы КоАП предусматривают для административных нарушителей возможность вдвое уменьшить подлежащую оплате сумму по сравнению с первоначально назначенной управомоченным органом при условии, что такой штраф будет уплачен в 20-дневный срок со дня вынесения постановления, а нарушение требований КоАП было обнаружено в ходе мероприятий государственного или муниципального контроля. При этом, исходя из сложившейся практики толкования рассматриваемых норм, они не распространяют своего действия на случаи, когда такое же нарушение было выявлено во время прокурорской проверки.
КС РФ счел подобную дифференциацию несправедливой, указав, в частности, следующее.
Деятельность органов прокуратуры направлена, среди прочего, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований закона. В этом смысле по своему содержанию она аналогична деятельности других органов госконтроля, которую они осуществляют в пределах их компетенции.
Ряд нарушений, к которым применимы рассматриваемые нормы ст. 32.2 КоАП РФ, в соответствии с законом могут быть выявлены как в ходе проверки отраслевым органом власти, так и в ходе прокурорской проверки.
Тот и другой способы законны и допустимы. Однако в связи с тем, что правоприменители толкуют спорные нормы ограничительно, исключая органы прокуратуры из перечня госорганов, чей размер штрафа можно делить пополам, привлекаемые к ответственности лица при несоблюдении одних и тех же требований закона становятся в разное положение. При этом различный подход к возможности использования предусмотренной законом льготы по уплате штрафа основан не на особенностях нарушителя, степени его вины и характере правонарушения, а на том, каким образом было обнаружено нарушение — в ходе проведения ведомственной или прокурорской проверки.
Такой избирательный подход, по мнению КС РФ, приводит к несоблюдению принципа равенства при рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, не согласуется с теми целями, которые преследовались законодателем при введении в КоАП РФ спорной нормы, а также подрывает доверие к закону и действиям государства, попирает основы справедливости, на которых должно базироваться современное правовое государство.
Придя к указанным выводам и признав части 1.3—3 статьи 32.2 КоАП РФ противоречащими основному закону страны, КС РФ поручил внести соответствующие изменения в закон. До того как поправки будут приняты, судам вменено в обязанность распространять рассматриваемую льготу по уплате административных штрафов и на те случаи, когда нарушение выявлено в ходе прокурорской проверки.
Вы можете оставить первый комментарий