Между исполнителем и заказчиком был заключен договор на оказание услуг по укомплектованию съемным мягким имуществом (СМИ) вагонов поездов. В договоре и техзадании к нему закреплены требования к исполнителю по качеству услуг.
Заказчик имеет право перед отправкой поезда в рейс и по пути следования проверить качество оказываемых услуг. Если оно окажется ненадлежащим, выявленные отклонения указываются в акте о недостатках. До окончания работы комиссии исполнитель обязан устранить все выявленные заказчиком недочеты собственными силами. После их устранения соответствующая запись производится в акте о недостатках.
Стоимость услуг в этом случае уменьшается в соответствии с формулой, приведенной в договоре. За отчетный период стороны подписывают сводный акт. Если они не придут к соглашению путем переговоров, все споры рассматриваются в претензионном порядке. Срок рассмотрения претензии — 30 календарных дней от даты ее получения.
На основании акта об оказании услуг за месяц исполнитель выставил заказчику документы для оплаты. Заказчик возвратил акт, отметив имеющие место нарушения в ходе оказания услуг, пересчитал их стоимость и оплатил в указанной в расчете сумме.
Общество направило контрагенту претензию с просьбой доплатить оказанные услуги, ссылаясь на устранение выявленных недостатков до окончания работы комиссии.
Поскольку претензия была оставлена без удовлетворения, организация подала исковое заявление в суд с требованием оплатить услуги в полном объеме.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик заявил о пропуске истцом общего и специального сроков исковой давности.
Суд первой инстанции признал правомерным требование общества о взыскании долга, однако применил к заявлению ответчика исковую давность и отказал в иске.
В апелляционной и кассационной инстанциях поддержали выводы суда в части применения специального срока исковой давности.
ВС РФ с решениями судов не согласился и направил дело на новое рассмотрение. Суды не учли следующее:
— о нарушении права истцу стало известно с момента оплаты услуг заказчиком в меньшем размере, то есть с 16.04.2020, а иск был подан 05.04.2023. Следовательно. общий трехлетний срок исковой давности не истек;
— срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством услуг, регулируется требованиями, которые предъявляют по договору подряда, является специальным и составляет один год;
— специальный срок исковой давности не может быть распространен на требования, связанные с оплатой оказанных услуг;
— ответчик не предъявляет к исполнителю претензий из-за ненадлежащего качества услуг;
— к заявленному требованию применяется общий срок исковой давности, который истцом не был пропущен.
Вы можете оставить первый комментарий