Организация на общей системе налогообложения решила снизить налоги, заключив договор управления компанией с индивидуальным предпринимателем на УСН с объектом «Доходы». Это разновидность договора ГПХ, который по своей природе является договором оказания услуг. Решение о привлечении ИП к управлению компанией принял совет директоров общества.
Однако в ходе выездной налоговой проверки инспекторы установили, что управляющий-ИП в разное время был директором и единственным учредителем компании с долей 100 процентов. Этот факт вызвал у налоговиков подозрение в получении обществом необоснованной налоговой выгоды.
В проверяемом периоде управляющий-ИП выставлял компании акты на услуги по исполнению полномочий генерального директора на значительные суммы. Но экономической оправданности эти документы не имели, поскольку в них не было расчета вознаграждения управляющего и показателей, позволяющих определить его эффективность. Налоговики сочли документы формальными. При этом выплата вознаграждения носила систематический характер, а его размер занимал значительную часть в составе выручки. Кроме того, доход управляющего-ИП значительно вырос после того, как он перестал быть наемным директором, а доля его вознаграждения значительно превышала долю ФОТ остальных сотрудников в общей сумме выплат.
Также проверяющие установили, а сотрудники компании это подтвердили, что управляющий-ИП подчиняется правилам внутреннего распорядка, а его права и обязанности идентичны правам и обязанностям наемного директора компании. Довод общества, что организация заключила договор с управляющим для расширения границ своей деятельности и привлечения новых контрагентов, инспекторов не убедил, поскольку эти же функции он мог выполнять и будучи наемным генеральным директором. То есть объективной необходимости в заключении договора управления не было.
А вот снизить чистую прибыль компании за счет значительных выплат управляющему обществу удалось. Также получилось сэкономить на зарплатных налогах. Ведь ИП на УСН «Доходы» платил всего 6 процентов от своего вознаграждения, вместо 13 процентов НДФЛ, и страховые взносы в минимальном размере вместо 30 процентов от начисленной зарплаты.
В итоге договор ГПХ инспекторы переквалифицировали в трудовой, а действия общества признали умышленными. Компании начислили НДФЛ и страховые взносы, а также штраф в размере 40 процентов от начисленных сумм за умышленное нарушение, который впоследствии был снижен в 8 раз ввиду социальной направленности деятельности общества. Попытки оспорить решение инспекторов в суде не увенчались успехом. И первая, и вторая инстанции заняли сторону налоговиков.
Вы можете оставить первый комментарий