ФАС предоставила методические разъяснения о применении различных положений КоАП РФ относительно порядка открытия административных дел, уменьшения штрафов и замены их на предупреждение.
Часть 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ запрещает возбуждать дела по фактам из пп. 1–3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, подлежащим государственному надзору и контролю, без проведения предварительно плановой, внеплановой проверки или контрольной процедуры в контакте с проверяемым лицом. Под государственным надзором и контролем здесь понимаются меры, предусмотренные:
- Законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ, касающимся госконтроля (надзора) и муниципального контроля в РФ.
- Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ, касающимся охраны прав юрлиц и ИП при мерах госконтроля, госнадзора и муниципального контроля.
Однако требование о предварительной проверке не действует, если дело открывают:
1. По специальным основаниям, не указанным в пп. 1–3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ – например, по нарушениям:
- из статьи 14.9 КоАП РФ об ограничении конкуренции должностными лицами;
- статьи 14.31 КоАП РФ о злоупотреблениях экономическим субъектом доминирующим положением на рынке товаров;
- статьи 14.33 КоАП РФ о недобросовестной конкуренции без состава уголовного преступления и т.д.;
2. По нарушениям, не подпадающим под госконтроль и госнадзор согласно законам № 248-ФЗ и 294-ФЗ – к примеру, по проступкам в сфере госзакупок или при контроле за проведением закупок отдельными видами компаний.
При получении сообщений о нарушениях в сфере недискриминационного доступа или порядка технологического присоединения, указанных в ст. 9.21 КоАП РФ, контролирующий орган во исполнение ч. 3.3 ст. 28.1 КоАП РФ должен разобраться, достаточно ли у него сведений о факте нарушения. Само по себе получение таких сообщений не является основанием, чтобы открыть дело (Апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 24.11.2022 № АПЛ22-503). В зависимости от этого возможны варианты:
- если сведений в сообщении недостаточно и контролеры не могут применить ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ для контактного контроля либо он запрещен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, они обязаны отказать в возбуждении дела (ч. 5 ст. 281 КоАП РФ). Что не мешает им поступить иначе при повторном обращении заявителя;
- если сведений в сообщении достаточно либо контролеры получили жалобу, рассмотрение которой не является видом госконтроля, дело возбуждают без предварительного контактного мероприятия или проверки.
Несоблюдение процедуры обязательных торгов (нарушение из ст. 7.32.4 КоАП РФ) не подпадает под госконтроль и госнадзор по законам № 248-ФЗ и 294-ФЗ и не относится к фактам из пп. 1–3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Поэтому контролеры вправе возбудить дело при наличии жалобы или сведений от правоохранителей.
Также можно возбуждать производство без предварительных проверок при выявлении в ходе госконтроля и госнадзора сопутствующих нарушений, не требующих самостоятельной оценки (ст. 19.5, 19.8, 20.25 КоАП РФ).
За нарушение, выявленное в процессе госнадзора и госконтроля, кроме деяний, указанных в ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ, можно платить штраф в половинном размере в пределах 20 дней со дня его наложения. В этих целях:
- под процессом госнадзора и госконтроля понимается деятельность всех контрольных служб по исполнению своих обязанностей и выявлению нарушений в установленных сферах;
- выявление нарушения возможно при контрольном действии или на основе сообщения или заявления.
Указанный подход к уменьшению штрафа применим при его назначении:
- за действия, указанные в ст. 7.32.4, 9.21, 14.9, 14.9.1, в ч. 1–4 ст. 14.32 и в ст. 14.40 КоАП РФ;
- несоблюдение законодательства РФ о рекламе (ст. 14.3, 14.3.1, 14.38, 19.31 кодекса);
- проступки в сфере закупок по ст.7.29–7.30, ч. 2 ст. 7.31, ст. 7.31.1, ч. 1–6 ст. 7.32, ч. 1 ст 7.32.5, ч. 1, 3–9 ст. 7.32.3, ч. 11 ст. 9.16 кодекса.
Если штраф был уплачен в полной сумме в 20-дневный срок, излишней уплаты средств в бюджет по ст. 40.1 Бюджетного кодекса РФ не возникает, и половина штрафа не возвращается даже по заявлению плательщика.
В целях замены штрафа на предупреждение по ч. 1 ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4 кодекса по нарушениям, допущенным впервые и установленным в ходе госнадзора и госконтроля, необходимо:
1) понимать под процессом госнадзора и госконтроля деятельность всех контрольных служб по исполнению своих обязанностей и выявлению нарушений в установленных сферах;
2) оценивать наличие или отсутствие:
- вреда или угрозы его причинения;
- ущерба для имущества;
3) учитывать предшествующие проступки, не однородные к совершенному (п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018);
4) не допускать замены штрафа предупреждением по проступкам в сфере гособоронзаказа, указанным в ст. 14.49, 14.55, 14.55.2 кодекса.
Кроме того, ФАС отменила пункт 4 письма от 27.12.2022 № МШ/116843/22 и п. 2 письма от 27.12.2022 № МШ/116843/22.
Вы можете оставить первый комментарий