Согласно пункту 1 статьи 1152 ГК РФ, наследник, чтобы приобрести наследство, должен его принять. При этом он должен совершить действия, предусмотренные п. 2 ст. 1153 ГК РФ.
Гражданин обратился в КС с заявлением. Он считает, что пункт 1 статьи 1152 и п. 2 ст. 1153 ГК РФ входят в противоречие со ст. 7, 18, 39 (ч. 1) и 40 Конституции РФ. Так как в соответствии со смыслом, который придает им правоприменительная практика, проживание с регистрацией в помещении после смерти его владельца не рассматривается как факт принятия наследства.
КС пришел к заключению, что в таком споре суд может учесть проживание с регистрацией в спорном жилье как обоснование считать, что зарегистрированное лицо приняло наследство.
В то же время этот факт не может подменять предусмотренные ГК РФ правила, по которым принимается наследство.
В данной ситуации имеет значение, что потенциальный наследник:
— сохраняет регистрацию до того, как возник спор о признании имущества вымороченным;
— демонстрирует поведение, подтверждающее его намерение сохранить свои права на жилье;
— не осуществлял действия, которые свидетельствовали бы об отказе принять наследство.
Таким образом, регистрация может вместе с имеющимися аргументами подтвердить целенаправленное владение и пользование спорным жильем. Этот факт должен учесть суд, принимая решение о принятии гражданином наследства.
При этом наследник, принимая наследство, отвечает по долговым обязательствам наследодателя в размере стоимости наследуемого имущества. Сознательное непринятие наследства, чтобы избежать погашения обязательств перед кредиторами, с последующим оформлением прав на это имущество не должно иметь правовую защиту, так как это нарушает права третьих лиц.
Исходя из этого, КС признал, что пункт 1 статьи 1152 и п. 2 ст. 1153 ГК РФ не противоречат Конституции РФ.
Вы можете оставить первый комментарий