Инспекция проводила выездную налоговую проверку общества. Налоговый орган приостановил данное мероприятие своим решением из-за необходимости истребовать дополнительные документы у контрагентов налогоплательщика. Затем инспекция его возобновила. Приостановка проверки не превысила установленный налоговым законодательством шестимесячный срок.
Примерно через год инспекция составила акт налоговой проверки и направила его обществу. Организация предоставила в ИФНС возражения на этот акт. По результатам обсуждения материалов проверки с участием представителей общества налоговый орган вынес решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и решение о продлении срока рассмотрения.
Повторное обсуждение состоялось только через три с половиной года после начала проверки. Причем это не было связано с уклонением общества от данной процедуры.
В результате обществу доначислили налог на прибыль, НДС, начислили пени и назначили штраф. Организация обжаловала решение инспекции в вышестоящем органе. После продления рассмотрения жалобы на месяц вышестоящий орган незначительно снизил доначисление налога на прибыль, оставив в остальной части решение инспекции в силе.
Налоговое ведомство выставило обществу требование об уплате недоимки, а затем вынесло решение о взыскании недоимки с процентами.
Общество оспорило взыскание недоимки и выставление инкассовых поручений за пределами установленного двухлетнего срока.
Суды двух инстанций поддержали налогоплательщика. Они установили, что:
— решение по результатам выездной налоговой проверки вступило в законную силу с нарушением сроков;
— решение о взыскании принято и инкассовые поручения выставлены налоговым органом за пределами установленного двухлетнего срока.
Таким образом, налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания доначисленных сумм налогов, пеней и штрафа, а решение о взыскании и инкассовые поручения не подлежат исполнению.
Кассационная инстанция с этими доводами не согласилась:
— двухгодичный срок на принудительное взыскание недоимки нужно исчислять с момента истечения срока добровольного исполнения требования;
— с учетом срока принятия решения по проверке требования и решения о взыскании недоимки направлены инспекцией без нарушения сроков.
Общество обжаловало решение кассационной инстанции в ВС РФ. Мотивация жалобы общества:
— сроки взыскания налогов и проведения налоговых проверок установлены для достижения равновесия интересов участников отношений;
— длительный срок проведения налоговой проверки может быть признан недопустимым в той мере, в какой приводит к избыточному или неограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков. Это подтверждается и постановлением КС.
— нарушение налоговым органом процессуальных сроков проведения мероприятий налогового контроля, оформления их результатов, рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия решения по результатам проверки соразмерно уменьшает сроки, предусмотренные НК РФ в отношении процедур принудительного взыскания задолженности.
ВС РФ счел доводы общества достаточными и передал дело в судебную коллегию ВС РФ.
Вы можете оставить первый комментарий