С началом СВО многие крупные иностранные организации покинули российский рынок. Они имели значительный доход, активы и обеспечивали граждан рабочими местами. Однако в числе иностранных организаций есть такие, в которых свою долю имеют отечественные компании и физические лица. Для защиты экономики от негативного влияния, связанного с уходом иностранных холдингов, в августе 2023 года был принят закон, препятствующий уходу этих организаций, переводу их под юрисдикцию России и сохранению рабочих мест.
Законом такие компании определены как экономически значимые (ЭЗО). Они подлежат включению в реестр, формируемый на государственном уровне при соблюдении ряда условий.
Изначально к ЭЗО относились компании, имеющие более 75 млрд рублей выручки, более 150 млрд рублей активов, обеспечившие более 4 тыс. рабочих мест и уплатившие более 10 млрд рублей налогов за прошедший год. Также эти организации должны соответствовать одному из критериев: быть градообразующими или значимыми кредитными организациями, внедрять технологии либо оказывать услуг в сфере IT, обеспечивать высокооплачиваемые рабочие места. Кроме того, ЭЗО должны иметь более 50 процентов участия лиц – граждан или резидентов РФ, косвенно владеющих долями или акциями в уставном капитале. Если такие лица могли принимать решения в управлении организации, доля участия определена в размере 30 процентов. При включении акционеров или участников организации в санкционные списки – доля составляет 20 процентов.
В закон с 25 декабря 2023 года были внесены поправки, согласно которым в перечень ЭЗО могут быть включены участники рынка ценных бумаг, имеющие более 300 тыс. клиентов и распоряжающиеся их активами на сумму более 400 млрд рублей, недропользователи со штатом более 500 человек и компании, предоставляющие сервисы и услуги более чем 2 млн пользователей. Причем статус ЭЗО может получить как материнская компания, так и ее «дочка», если они оказывают существенное влияние на российский рынок.
Законом установлены обстоятельства, когда корпоративные права иностранного холдинга могут быть приостановлены, как то: недобросовестное исполнение обязанностей, препятствие управлению или создание условий для прекращения деятельности, ликвидации или банкротства. Решение об ограничении принимает Арбитражный суд города Москвы.
В случае принятия решения об ограничении корпоративных прав иностранной компании она не сможет принимать участие в общих собраниях, распоряжаться акциями или долями, получать дивиденды, а также не сможет в приоритетном порядке приобретать акции, продаваемые третьими лицами. При этом акции или доли иностранной компании переходят к ЭЗО, а косвенные владельцы обязаны вступить в прямое владение акциями.
Принятые поправки разделяют косвенных владельцев на граждан РФ – резидентов и нерезидентов, не являющихся российскими гражданами. При этом для резидентов вступление в прямое владение акциями является обязанностью, а для нерезидентов – правом.
О своем намерении распорядиться акциями косвенные владельцы должны сообщить в экономически значимую организацию. Резиденты направляют информацию для вступления в прямое владение в течение трех месяцев. Нерезиденты могут реализовать свои акции ЭЗО, о чем сообщают в течение четырех месяцев. Если резидент не исполнил свою обязанность, то ЭЗО обращается в Росфинмониторинг, который обяжет устранить нарушение в определенный срок.
Для нерезидентов, связанных с недружественными странами, могут быть установлены ограничения, если в результате вступления в прямое владения акциями они будут владеть более 50 процентами пакета и смогут оказывать влияние на деятельность ЭЗО.
Вместе с тем если иностранная компания устранит нарушения, из-за которых на нее были наложены ограничения, или в случае снятия санкций суд может восстановить ее корпоративные права.
Вы можете оставить первый комментарий