По результатам выездной налоговой проверки обществу доначислили налог на прибыль с доходов иностранных организаций в размере 13 млн рублей по взаимоотношениям с двумя иностранными контрагентами. ИФНС был сделан вывод о создании обществом схемы ухода от налогов в РФ через использование Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты Конвенции от 24.04.2013 «Об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы».
Отменить доначисление налога в суде обществу не удалось. Арбитражный суд установил, и апелляция согласилась с выявлением следующих фактов.
Общество предоставляло в аренду суда двум мальтийским компаниям. В связи с тем что между правительствами РФ и Мальты с 01.01.2015 вступила в силу конвенция об избежании двойного налогообложения, общество решило воспользоваться открывшимися преференциями, поскольку в течение 2015–2016 годов льготы не заявляло. С этой целью в ИФНС были представлены уточненные декларации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, в которых суммы налога иностранным контрагентам были уменьшены за периоды аренды с 2015 года. Причем в уточненках за период с IV квартала 2016 года и 2017 год исчисление налогов на доходы иностранным организациям вовсе не осуществлялось.
Как выяснилось, контрагенты-арендаторы не отвечали критериям конвенции, поскольку их деятельность носила формальный характер, да и сами компании были созданы специально для использования в противоправной схеме.
Согласно пункту 8 конвенции прибыль предприятия договаривающегося государства от эксплуатации морских судов в международных перевозках подлежит налогообложению только в этом государстве. А по статье 1 конвенции ее положения применяются к лицам, являющимися резидентами одного или обоих договаривающихся государств. Однако ФНС выяснила, что по выпискам регистратора компаний Республики Мальта за 2015– 2017 годы управление иностранными компаниями-контрагентами общества осуществляли вовсе не резиденты Мальты или РФ, а граждане с паспортами Азербайджана и Турции. При этом судьи особо отметили что право облагать налогом на прибыль принадлежит тому государству, где расположено фактическое место управления компанией.
Налоговики установили, что:
- договоры аренды заключены с лицами, имеющими в Республике Мальта формальную регистрацию судов с «удобным» флагом. Дело в том, что законодательство Мальты содержит льготные условия для такой регистрации, например, позволяет зарегистрировать судно еще на этапе его строительства, не взимает налог на прибыль от судоходной деятельности лицензированной судоходной компании, а также гербовые и прочие сборы;
- средства за аренду перечислялись не контрагентам, а третьим лицам, находящимся в офшорных территориях по безвозмездным агентским договорам без зачисления средств на счета на территории Республики Мальта;
- преференции обществом заявлены не сразу с момента вступления в силу конвенции (с 01.01.2015), а только в 2017 году;
- на момент подачи в инспекцию уточненных деклараций общество не располагало сведениями о фактическом получателе доходов (ФПД). Письма, подтверждающие ФПД, были датированы более поздним периодом, из чего судьями был сделан вывод о том, что выплаты производились до предоставления документов, подтверждающих ФПД. На самом деле средства переводились на счета третьих лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах;
- оба иностранных контрагента не вели реальной деятельности. Они являлись кондуитными компаниями, то есть действовали как промежуточные звенья в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода.
Таким образом, общество не смогло убедить Фемиду в том, что у него есть право использовать конвенционную льготу.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2023 № А53-21297/2022
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Вы можете оставить первый комментарий