При проведении проверок выявляются случаи, когда кредитные организации без согласия клиента повышают свои комиссионные вознаграждения по клиентским договорам. На практике такие комиссии начисляются за проведение операций по договорам обслуживания счетов, вкладов клиентов. Обычно комиссионные начисления прописывают в договорах как вознаграждение, тариф и т.п.
Банк России напоминает, что по закону такого права у банков нет. Если же кредитное учреждение самостоятельно, без согласия клиента, установило или увеличило комиссию по его депозитным счетам, то это уже прямое нарушение закона (ст. 29 закона № 395-1-ФЗ).
Некоторые финансовые организации включают в клиентские договоры пункт о возможности в одностороннем порядке изменения тарифов. Другие идут на то, что размещают на сайте оферту о согласовании изменений, акцептом которой считают отсутствие у клиентов возражений.
По закону подобный уведомительный порядок не считается корректным изменением договорных условий. Если меняются условия, то договор с клиентом перезаключается (Определение ВС РФ от 11.02.2020 № 78-КГ19-52, 2-1807/2018).
Кроме того, такие действия не способствуют повышению лояльности клиентов ни к конкретной кредитной организации, ни к банковской системе в целом.
Необходимо исключить возможность внесения в клиентские договоры положений о праве банка в одностороннем порядке увеличивать комиссию за совершение операций по счету. Согласие клиента должно быть конкретным и сознательным. Без этого нельзя взимать увеличенную комиссию.
ЦБ РФ рекомендует банкам провести анализ существующих клиентских договоров, чтобы исключить ущемление прав потребителей. Банк России проводит регулярный мониторинг деятельности подотчетных кредитных организаций, в ходе которого выявляет нарушения прав потребителей и принимает соответствующие меры.
Вы можете оставить первый комментарий