ООО признали банкротом. Конкурсный управляющий провел анализ деятельности фирмы, в ходе которого выявил, что 29 декабря 2016 года общество перечислило 3,3 млн рублей другому юрлицу в качестве оплаты по предварительному договору купли-продажи недвижимости от 1 декабря 2016 года. Однако после этого платежа основной договор так и не заключили, и объект недвижимости к покупателю не перешел.
В конце августа 2020 года ООО обратилось в суд с требованием взыскать с юрлица неосновательное обогащение в размере 3,3, млн рублей. Ответчик ссылался на пропуск срока исковой давности, но суды этот довод отклонили, поддержав истца. Судьи указали, что предварительный договор датирован 1 декабря 2016 года. С учетом положений ГК РФ основной договор должен был быть заключен до 1 декабря 2017 года. Соответственно, обязанность по возврату денег из-за незаключения основного договора возникла только с 1 декабря 2017 года. В таком случае срок исковой давности истекает 1 декабря 2020 года.
Верховный Суд РФ с выводами нижестоящих судов не согласился и направил дело на пересмотр (Определение от 01.02.2022 № 305-ЭС21-20994). ВС пояснил, что судьи вынесли вердикт, основываясь только на формулировке назначения платежа, указанной в платежке. Ни предварительного договора, ни основного в материалах дела не представлено. Так как предварительного договора нет, отсчитывать срок исковой давности по истечении года с момента его якобы заключения недопустимо. Платеж произведен 29 декабря 2016 года, значит, истцу стало известно о неосновательном обогащении с этой даты согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ. Поэтому именно с этой даты начинает течь трехгодичный срок исковой давности.
Вы можете оставить первый комментарий