Предприятие в марте 2019 года подало уточненные декларации по прибыли за 2015 и 2016 годы, уменьшив налог на 77 и 48 млн рублей соответственно. Инспекторы провели камеральную проверку, не обнаружили нарушений и вернули фирме излишне уплаченные суммы в июне того же года. Более чем через год (30.09.2020) фискалы назначили выездную налоговую проверку в отношении компании за периоды уточненных деклараций. Фирма посчитала, что проверяющие слишком долго готовились к мероприятию, и обжаловала их решение в УФНС, а затем в суде, где арбитры встали на ее сторону.
Судьи указали, что хотя подача «уточненки» и отменяет трехлетнее ограничение периода проверки, это не значит, что таковая может быть назначена в любое время. Во всяком случае сроки, прошедшие с момента подачи корректирующего отчета, должны быть разумными.
Арбитры привели доводы, высказанные ВС РФ в Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973. Позиция высшей судебной инстанции строилась на том, что налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и рассчитывать на неизменность своего статуса. В связи с этим избыточное затягивание сроков для осуществления мер налогового контроля недопустимо.
В спорных же обстоятельствах фискалы назначили выездную проверку существенно позже проведенной камеральной. С момента подачи отчета прошло 18 месяцев. Бремя доказывания разумности этого срока судьи возложили на инспекторов, однако не посчитали достаточными даже доводы о приостановлении контрольных мероприятий из-за пандемии, поскольку до нее у проверяющих был как минимум год.
Названные сроки арбитры первой инстанции и апелляции посчитали значительными, признав решение о назначении выездной проверки противоречащим закону.
Вы можете оставить первый комментарий