Между обществами «С» (поставщик) и «Б» (покупатель) заключен договор о передаче в собственность покупателя алюминиевых композитных панелей. По условиям договора срок гарантии на товар равен 10 годам при соблюдении условий хранения, транспортировки и эксплуатации.
После поставки части изделий с пропорциональной оплатой покупатель направил продавцу письмо о визите для совместного осмотра недостатков. В ходе осмотра стороны составили акт, в котором отразили разрушение декоративного покрытия листов. Также было указано на невозможность устранения недостатков. Со своей стороны поставщик зафиксировал, что производственным браком недостатки не являются, это следствие нарушения покупателем температурного режима. Общество «Б», в свою очередь, с этим выводом не согласилось и в одностороннем порядке отказалось от договора с требованием возвратить средства.
Поставщик предложил привлечь стороннего эксперта для исследования причин дефекта и, не получив ответа, обратился в суд.
Суд первой инстанции требования удовлетворил. По его мнению, покупатель не доказал наличие оснований для одностороннего отказа.
Апелляция и кассация с этим решением не согласились (Постановление от 05.08.2021 № Ф04-366/2021). Судьи пояснили, что нижестоящая инстанция не учла, что поставщик, предоставивший 10 лет гарантии на товар, не предъявил никаких доказательств того, что дефекты возникли после передачи товара покупателю. Ответчик (покупатель), в свою очередь, факт выявления недостатков подтвердил. Он представил заключение эксперта, согласно которому листы не соответствовали стандартам, а дефект возник из-за недостаточного лакокрасочного покрытия.
Суды отметили, с учетом положений ГК РФ, если на товар есть гарантия, то при обнаружении дефекта в этот период предполагается, что он возник до передачи товара и за него отвечает продавец, пока им не доказано обратное.
Если гарантии нет, то предполагается, что недостатки возникли после передачи товара и доказывать обратное нужно покупателю.
Вы можете оставить первый комментарий