Единственный учредитель принял решение об уменьшении уставного капитала своей фирмы до 10 тыс. рублей, а остальное выплатил себе в качестве номинальной стоимости доли. Всего — 1 760 тыс. рублей.
Через несколько лет при проверке ИФНС обнаружила данную манипуляцию и доначислила компании НДФЛ, пени и штраф. По мнению проверяющих, у учредителя возник облагаемый НДФЛ доход. Деньги были выплачены за счет уменьшения имущества компании, а не учредителя. А значит, организация в качестве налогового агента должна была удержать НДФЛ с этих сумм или сообщить в налоговую о невозможности удержать налог.
Суды трех инстанций поддержали инспекцию, признав, что у учредителя возникает экономическая выгода, поскольку выплата произведена за счет имущества общества.
Однако Верховный Суд РФ с указанной позицией не согласился (Определение от 27.09.2021 № 308-ЭС21-7618) и пояснил, что на период возникновения спора в отношении половины выплат (до 2016 года) НК РФ не регламентировал вопрос налогообложения дохода, полученного при уменьшении капитала компании. Но это не значит, что все полученные физлицом деньги являются его налогооблагаемым доходом. В силу статьи 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода. В данном случае должно быть принято во внимание, превышает ли полученная лицом сумма сделанные им ранее вложения, улучшилось ли его материальное состояние.
В отношении части выплат, пришедшейся на период после 2016 года, ВС отметил, что с указанного года применяется порядок, согласно которому сумма, полученная при уменьшении номинальной стоимости доли в капитале, уменьшается на расходы, связанные с ее покупкой. При этом в судах налогоплательщик неоднократно подтверждал, что не получил выгоды при возврате доли, но суды эти факты не исследовали.
С учетом приведенных обстоятельств ВС РФ направил дело на пересмотр.
Вы можете оставить первый комментарий