Женщина заключила четыре договора дарения, по которым передала в собственность своих дочерей квартиры, жилой дом и земельный участок. Впоследствии в рамках банкротного дела в отношении этой гражданки финуправляющий обратился с заявлением в суд для отмены сделок из-за нарушения прав кредиторов.
Суды трех инстанций в удовлетворении требований отказали. Судьи признали недоказанным факт неплатежеспособности должника на момент подписания договоров, а также факт наличия умысла на причинение вреда кредиторам. По их мнению, сделки были направлены на обеспечение несовершеннолетних детей имуществом в ситуации ухудшения состояния здоровья должника.
Однако Верховный Суд РФ с нижестоящими судебными инстанциями не согласился и указал, что для того, чтобы признать сделку недействительной, должны быть доказаны три условия: причинен вред имущественным правам кредиторов, у должника была цель причинения вреда, другая сторона сделки об этом знала. При этом о наличии умысла на причинение вреда кредиторам можно предположить, если в период совершения сделки лицо имело признаки неплатежеспособности и сделка произведена на безвозмездной основе.
Однако судьи не учли, что в момент заключения договоров дарения обязательства перед кредиторами уже имелись. А доказательства того, что в этот период у должника было иное имущество, достаточное для исполнения своих обязательств, в ходе судебного разбирательства представлено не было.
С учетом положений ГК РФ дата причинения вреда кредитору определяется датой возникновения обязательств по возмещению вреда, а не днем вступления в силу судебного решения. Соответственно, при подписании договоров должница должна была знать, что эти действия причинят вред.
Поэтому ВС РФ вернул дело на пересмотр в части применения последствий недействительности договоров.
Вы можете оставить первый комментарий