Компания сократила должность одной из сотрудниц, о чем уведомила ее и предложила вакантные места.
Женщина отказалась от перехода и должна была быть уволена с 1 апреля 2018 года по сокращению численности и штата.
В конце марта, когда работница находилась на больничном, ей выплатили выходное пособие. Одновременно она подала заявление, в котором попросила взамен увольнения перевести ее на свободное рабочее место.
Работодатель согласился, однако через несколько месяцев женщина написала заявление об увольнении по собственному желанию.
Организация обратилась в суд за взысканием с уволенной выходного пособия, полученного ей в связи с планируемым увольнением по сокращению численности и штата. Работодатель указал, что права на пособие не было, так как увольнение не состоялось. Поэтому полученные суммы являются неосновательным обогащением.
Первая инстанция компании отказала. Апелляция и кассация это решение отменили и постановили вернуть деньги работодателю. Верховный Суд РФ (Определение от 21.06.2021 № 78-КГ21-22-К3) подержал первую инстанцию.
ВС отметил, что в ТК РФ содержится закрытий перечень оснований для удержания с работника денег. Позиция нижестоящих судей, согласно которой отказ от увольнения и утрата в связи с ним права на пособие является исключением, позволяющим взыскать с сотрудника излишнюю выплату, неправомерна.
Взыскать с сотрудницы безосновательно выплаченное пособие можно было только в том случае, если бы его выплата была произведена из-за недобросовестных действий работницы или в результате счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности работника лежит на работодателе.