Гражданин обратился в суд с иском к обществу о взыскании долгов по зарплате и соответствующих процентов. В частности, он просил включить зарплатную задолженность в конкурсную массу обанкротившейся фирмы. Суды оставили заявление без рассмотрения со ссылкой на ст. 213.25 закона о банкротстве, указав, что заявитель и сам признан несостоятельным, а значит, не имеет права на подписание и подачу иска. Обращаться в суд должен был финансовый управляющий.
Мужчина подал жалобу в КС с просьбой признать положения ст. 213.25 закона о банкротстве противоречащими Основному закону страны, поскольку они не позволяют несостоятельному гражданину самостоятельно защитить свои права в судебном порядке.
КС (Постановление от 14.07.2021 № 36-П) не нашел несоответствия Конституции РФ и разъяснил конституционно-правовой смысл оспариваемой нормы.
Сообщено: суды исходят из того, что банкрот ограничен в праве самостоятельно обращаться с иском в суд в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, к которому относятся и долги по зарплате. Это должен делать финансовый управляющий. При этом самостоятельное обращение в суд за взысканием имущества, не входящего в конкурсную массу, не запрещено. В противном случае нарушались бы права заявителя, так как финансовый управляющий не заинтересован во взыскании имущества, не увеличивающего конкурсную массу.
Если финуправляющий отказывается обращаться к работодателю должника за взысканием невыплаченной зарплаты или бездействует, такое поведение можно обжаловать.