В силу подпункта 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ во внереализационных тратах можно учитывать премии и скидки, предоставленные покупателю, выполнившему спецусловия в части объема покупок.
В целях учета такие траты должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к расходам ст. 252 НК РФ, – быть обоснованы, подтверждены документами, осуществлены в целях бизнес-деятельности.
Поэтому затраты, понесенные в связи с предоставлением премий, в расходы включаются при соответствии названным условиям.
В отношении премий дистрибьютерам сообщается, что согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ облагаются НДС операции по продаже на территории РФ товаров (услуг и работ). При этом база по НДС увеличивается на суммы полученной за реализованную продукцию финпомощи, на пополнение фондов спецназначения, в счет увеличения доходов, по-другому связанных с проданной продукцией (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).
Если деньги с оплатой подлежащей обложению НДС продукцией не связаны, то в базу по этому налогу они не включаются.
Квалифицировать премии как деньги, связанные или не связанные с оплатой проданных товаров, необходимо в каждом конкретном случае в зависимости от условий договора.
Разъяснения дала ФНС РФ в письме от 14.05.2021 № 03-03-06/1/36841.