Женщина заключила с ООО договор на оказание ей медуслуг в период с 27 июля 2017 года по 23 января 2018 года. Из 50 предусмотренных договором процедур она приняла только 26. После окончания срока, отведенного для получения услуги, клиентка обратилась с заявлением об отказе от договора и попросила вернуть деньги за неиспользованные процедуры. Общество возвратить деньги отказалось.
Потребительница обратилась в суд. Первая инстанция ей отказала. С учетом положений пп. 1 и 3 ст. 425 ГК РФ суд пояснил, что по условиям договора пропущенные процедуры не возмещаются и не восстанавливаются. При этом окончание срока действия договора, то есть наступление 23 января 2018 года, влечет прекращение обязательств сторон по договору. Поэтому, обратившись в 2019 году, истица не могла расторгнуть уже окончившийся договор. Кроме того, ООО оказывало услуги добросовестно. Клиентка по собственному желанию не воспользовалась ими, пропуская процедуры.
Апелляция и кассация с такой позицией не согласились. По мнению вышестоящих судей, в договоре был указан срок оказания услуг, а не срок действия договора. Это значит, что на момент обращения истицы с требованием расторгнуть договор он все еще был действующим. ГК позволяет отказываться от договора в одностороннем порядке без обоснования мотивов при условии возмещения исполнителю понесенных расходов. Вместе с тем общество не доказало, что оно понесло какие-либо расходы из-за неоказания истице процедур, а также что пропущенные процедуры были проведены клиентке.
Верховный Суд РФ (Определение от 09.02.2021 № 49-КГ20-27-К6, 2-7829/19) встал на сторону исполнителя и оставил в силе решение суда первой инстанции. ВС разъяснил, что в договоре были прописаны объем услуг и срок их оказания.
До 23 января 2018 года услуги не были оказаны ввиду неявки клиентки, а не из-за отказа ООО их предоставить. В связи с этим после 23 января 2018 года обязательства сторон признаются исполненными, а договор — прекратившим действие. При этом объем полученных услуг в период действия договора значения не имеет.