По итогам выездной налоговой проверки ИФНС оштрафовала компанию на 7 млн рублей, доначислила ей 238 млн рублей налога на имущество и пени.
Инспекторы выявили, что до 2010 года АО в бухучете применяло российские стандарты и определило первоначальную стоимость облагаемого налогом лизингового имущества в размере лизинговых взносов.
С июля 2010 года АО внесло изменения в учетную политику в части учета и отражения лизингового имущества в соответствии с МСФО. Цена лизингового имущества была определена по справедливой стоимости, в связи с чем уменьшилась.
В итоге среднегодовая стоимость объекта перестала превышать размер инвестиционной льготы, и АО полностью освободилось от уплаты налога. Налоговики посчитали это неправомерным.
Компания обратилась в суд. Первая инстанция доначисления отменила, опровергнув довод ИФНС, что стоимость лизингового объекта определяется с учетом всех предстоящих лизинговых платежей согласно Приказу Минфина РФ от 17.02.1997 № 15. По мнению суда, это не соответствуют действующему законодательству, а указанный приказ не является самостоятельным источником права.
Апелляция нижестоящее решение отменила (Постановление от 15.02.2021 № 13АП-38290/2020). Суд пояснил, что при составлении бухотчетности в первую очередь следует руководствоваться законодательством о бухучете, а при отсутствии регулирующих положений — применять правила МСФО.
При этом в бухучете операции по договору лизинга отражаются в соответствии с приказом Минфина РФ № 15. Поэтому первоначальная стоимость лизингового объекта формируется по стоимости затрат, связанных с исполнением лизингового договора.