Общество заключило с банком договор банковского обслуживания, по которому клиенту был открыт расчетный счет.
Через два месяца организация решила счет закрыть и перевести хранящиеся на нем 55 млн рублей на свой счет в другом банке. При перечислении денег банк удержал комиссию в сумме 5 млн рублей.
Фирма направила в кредитную организацию претензию с требованием добровольно вернуть списанные деньги. Поскольку произвести возврат банк отказался, клиент обратился в суд.
В ходе разбирательства в свое оправдание банк пояснил, что истец ознакомился и согласился с условиями договора и тарифами. Поэтому комиссия за проведение операции списана правомерно, согласно согласованным тарифам.
Однако суды встали на сторону истца, признав удержанные банком деньги неосновательным обогащением (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.10.2020 № Ф09-5705/20).
Суды учли, что:
- до 2019 года комиссия взималась только при непредставлении документов о ненарушении антиотмывочного закона. С 2019 года привязку к закону № 115-ФЗ при взимании комиссии убрали;
- при закрытии счета и переводе в другой банк остатка меньше 50 тыс. рублей комиссия не взималась.
Суды указали, что банк вправе устанавливать комиссию за отдельные услуги, имеющие самостоятельную потребительскую ценность. При этом в рассматриваемом случае повышенная комиссия взималась за стандартное действие в виде закрытия счета, что не является самостоятельной банковской услугой.
С учетом приведенных доводов суды постановили вернуть истцу неправомерно удержанные деньги.