ОАО арендовало у субъекта РФ два участка земли с назначением для размещения торговых объектов, административных и производственных зданий и для эксплуатации под офисы и в целях образования.
Некоторые сооружения, находящиеся на этих землях, были занесены в кадастровый перечень недвижимости. Общество оспорило это в суде, пояснив, что в реальности здания используются для образовательных и производственных целей, а не для офисов или торговли. Однако суды трех инстанций ему отказали. Судьи пояснили, что в силу ст. 378.2 НК РФ для причисления объекта недвижимости к торговому он должен отвечать хотя бы одному из перечисленных в статье условий. В случае заявителя таким условием является один из видов разрешенного использования земель, на которых стоят здания.
Организация обратилась в Конституционный Суд РФ с целью оспорить конституционность ст. 378.2 НК РФ, которая, по ее мнению, допускает взимание имущественного налога по кадастровой стоимости, то есть в повышенном размере, исключительно по признаку назначения земельного участка, на котором находится здание, и без учета того, как этот объект фактически используется.
КС не признал норму противоречащей основному законы страны (Постановление от 12.11.2020 № 46-П). При этом суд указал, что взимание имущественного налога на здание по кадастровой стоимости только на том основании, что оно находится на земле с видом разрешенного использования под торговлю, общепит и бытовое обслуживание, не оправданно в конституционно-правовом отношении, при условии, что это здание эксплуатируется по-другому.
Подобное применение положений ст. 378.2 НК РФ возлагает повышенную фискальную нагрузку на налогоплательщика без экономических на то оснований. В результате это не позволяет применять для расчета налоговой базы среднегодовую стоимость, что будет более выгодно для ОАО.
На основании приведенных разъяснений КС постановил пересмотреть вынесенные судебные решения с учетом выявленного правового смысла ст. 378.2 НК РФ.