Сотрудник компании во время рабочего дня отпросился у своего непосредственного руководителя на футбольный матч. Мужчина получил устное разрешение на предоставление ему отпуска за свой счет, после чего заполнил соответствующее заявление и оставил его на рабочем столе начальника.
Через три месяца по факту отсутствия на работе была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в отдел по персоналу заявление об отпуске не подавалось и приказ не издавался. В связи с этим работника уволили за прогул. Мужчина обратился в суд с иском, в котором просил отменить приказ об увольнении, восстановить его на работе и выплатить зарплату за время отсутствия.
Суды двух инстанций истцу отказали. Судьи исходили из того, что он самовольно, без уважительных причин оставил рабочее место. Доказательств того, что непосредственный руководитель дал ему разрешение, представлено не было.
Однако ВС РФ с этой позицией не согласился (Определение от 24.08.2020 № 18-КГ20-37). ВС указал, что суды должны определить, какие значимые обстоятельства установлены, а какие нет (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ). При этом необходимо было выяснить, действительно ли работник получил устное согласие от руководителя, заполнял ли он заявление и оставлял ли его на столе начальника, а также был ли ему оформлен отпуск. Вместо установления этих значимых обстоятельств суды выясняли, во сколько сотрудник покинул рабочее место.
Кроме того, суды не исследовали довод работника, что за 18 лет его работы в АО заявления на отпуск никогда не требовалось подавать в отдел по персоналу.