Застройщик заключил с физлицами договоры участия в долевом строительстве дома. Отдельными условиями договоров предусматривалось, что:
- гарантийный срок составляет 5 лет и его течение начинается со дня сдачи МКД в эксплуатацию;
- если объект построен с недостатками и непригоден для жилья, участник может потребовать бесплатного устранения таких недостатков в разумный срок.
Административный орган посчитал, что указанные условия ущемляют права потребителей, в связи с чем вынес застройщику предупреждение и выдал представление.
Компания с этим не согласилась и обратилась в суд. Две инстанции ее поддержали. Судьи исходили из того, что положения ч. 2 и 5 ст. 7 Закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ носят диспозитивный характер, поэтому стороны вправе предусмотреть в договоре иные условия.
Тем не менее Верховный Суд РФ с данной позицией не согласился (Определение от 14.08.2020 № 307-ЭС19-24320) и указал, что прописанный в договоре порядок исчисления гарантийного периода фактически уменьшает гарантийный срок.
По закону он начинает течь со дня передачи объекта участнику строительства, а по заключенному договору – со дня ввода дома в эксплуатацию. То есть гарантийный срок уменьшен на период времени со дня ввода объекта в эксплуатацию до дня передачи его участнику.
По второму условию ВС пояснил, что оно предусматривает только один способ восстановления нарушенных прав, если объект построен с недостатками, а по закону таких способов несколько.
Таким образом, приведенные условия ущемляют права потребителей.